Русское Движение

Сегодня за ГТС дают скидку на газ, а завтра могут дать по морде

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Сегодня за  ГТС дают скидку на газ, а завтра могут дать по морде

Это еще ничего, что в Европе за наш рубль

дают один полтинник, будет хуже,

если за наш рубль станут давать в морду

Михаил Салтыков-Щедрин

 

Пока отечественные политики превращают стратегическое предприятие в неликвид, крупный бизнес нашел альтернативные пути к российскому газу и даже подыскал ему замену.

Украинское государство с грацией слона, нечаянно забредшего в посудную лавку, пытается обеспечить дешевыми энергоносителями многострадальную экономику. Между тем, 1 июля официально истек срок, до которого Украина могла направить России предложения по изменению действующих контрактов на поставку газа.

Согласно договоренностям между Украиной и Россией, в случае непротивления сторон и внесения изменений в контракты, новые положения должны были бы начать действовать с 1 января следующего года. Но сделать это не удалось. Во всяком случае, пока.

Несмотря на то, что формально поезд ушел, украинские власти продолжают добиваться корректировки действующих контрактов на поставку российского газа. За последнюю неделю руководители двух стран сделали несколько заявлений по поводу возможного пересмотра газовых соглашений. "Мы очень крупные покупатели газа. Поэтому имеем право на определенные скидки, как оптовые покупатели", - говорил накануне 1 июляпремьер-министр Николай Азаров. Это новая песня, ведь до последнего времени глава Кабмина настаивал на другом сценарии корректировки газовых соглашений - изменении формулы расчета стоимости газа (cм. http://polemika.com.ua/news-65904.html).

Настойчивость Кабмина объясняется просто - стремительно дорожает топливо, и уже в четвертом квартале нынешнего года, согласно расчетам Минэкономразвития, стоимость российского газа составит $400 за 1 тыс. куб.м.

Желания украинской стороны нам, конечно, понятны, только у них есть свои, вполне конкретные встречные резоны. Причем их сразу несколько.

Русские считают деньги

Первое, что приходит на ум - великая держава и не упустит момент, чтобы усилить свое влияние в ближнем зарубежье. Тем более, что многие не это самое «зарубежье» считают исконно русскими землями, которые украинцы и прочие галичане непонятно когда и как захватили...

Второе - это, конечно экономика. С какой радости «Газпрому» отказываться от прибыли, которая фактически уже у него в кармане?

И третье. Наверное, самое главное. Шараханья украинской стороны, которая никак не может определиться то с ценой, то с формулой, то с транзитом, дают лишь дополнительный аргумент в пользу строительства «Южного потока». В свою очередь, это грандиозная стройка, которая позволяет компаниям-подрядчикам заработать колоссальные деньги. Только оценочная стоимость проекта - 8,6 млрд евро. Можно не сомневаться, что за время строительства она подрастет. Откат - великая движущая сила экономики на постсоветском пространстве...

Так что не настроены решительно и идти на уступки украинцам не хотят. Разве что при условии пресловутого объединения НАК «Нафтогаз Украина» с «Газпромом». «Мы можем пойти навстречу нашим украинским коллегам, но только с пониманием того, что это будет одна компания», - говорит глава правления «Газпрома» Алексей Миллер. Идея, в общем, не нова...

Есть еще предложения снизить цену в обмен на вступление в Таможенный союз. Ее озвучил всего месяц назад премьер России Владимир Путин. В общем, варианты есть, хотя их количество и разнообразие нельзя назвать впечатляющими.

Правда, шансы на то, что Украина все же добьется снижения цены российского газа в этом году, есть, но маленькие. И в пользу пересмотра говорит исторический опыт. Контракты были подписаны 19 января 2009 г. и тогда предполагалось, что они на 10 лет стабилизируют договорные отношения. Между тем, стороны уже дважды подписывали дополнительные соглашения к этому документу. Так, уже через десять месяцев после подписания контракта Украина и договорились, что последняя не будет применять предусмотренные контрактом штрафные санкции, предусмотренные контрактом, за недобор Украиной газа.

После президентских выборов и формирования нового правительства во главе с Николаем Азаровым были подписаны так называемые "Харьковские соглашения". В результате, Украина получила скидку на газ в обмен на согласие продлить срок базирования ЧФ РФ в Севастополе до 2042 года. Так что, договор, который должен был стать основой стабильности украинско-российских энергетических отношениях, поменяли уже дважды за неполные полтора года. Спрашивается, а почему не менять и дальше?

Утром деньги. Вечером - стулья

Например, согласится Украина на создание СП по управлению ГТС - опять можно поменять. Впрочем, еще никто ничего не решил, а нервные оппозиционеры уже вовсю вскрывают тайные планы клики Януковича по продаже ГТС.

Не исключено, что стороны могут договориться о возврате старой схемы поставок газа при помощи компании-посредника, «РосУкрЭнерго», тем более, что его далеко искать не надо, Дмитрий Фирташ всегда будет рад оказать стране услугу, не забыв и о себе

Кроме того, если суд признает виновной Юлию Тимошенко, то власти могут обратиться в арбитражный суд Стокгольма и попытаться доказать, что контракты подписаны с нарушением украинских законов, а потому недействительны. Это правда, очень экзотическое решение, даже такой эксцентричный деятель, как Виктор Ющенко, в самый разгар газовой войны не решился довести дело до международного суда. Оно, конечно, любому патриоту приятно посмотреть, как решается в судах вопрос с Россией. Только вот кто будет потом заставлять ее эти решения выполнять. Неужто Швеция?

Исходя из опыта заключения газовых контрактов между Украиной и Россией, можно сделать два вывода. Первый. Они никогда не выполняются. Второй. Они очень краткосрочны.

Возникает вопрос - есть выход? Есть, конечно. И судиться или воевать с Россией необязательно. Всего лишь надо государству немного подвинутся с энергетического рынка. Можно сколько угодно фантазировать о пользе государственного регулирования, или о гарантиях государства малообеспеченным, но итог один - чиновники поставили крупнейшую нефтегазовую компанию на грань банкротства. Фактически она уже банкрот и только помощь из бюджета держит ее на плаву (http://polemika.com.ua/news-64383.html).

Между тем, по оценке президент «ТНК-BP Коммерс» Дидье Казимиро, Украина имеет значительный потенциал наращивания добычи нефти и газа. Проблема в том, что его реализация сдерживается слишком высокой долей государственного бизнеса в этом секторе. «Украина очень зависит от импорта природного газа и нефти, поэтому нужно увеличить их внутренне производство - это ключевой приоритет. Государственных инвестиций недостаточно, надо привлекать частных стратегических инвесторов», - заявил он в мае на инвестиционном саммите Adam Smith Conferences в Лондоне. При этом он отметил, что доля частного бизнеса в добыче украинского газа составляет всего 9%, а нефти - 8%.

После таких цифр стоит ли удивляться, что у Украины перманентные проблемы в энергетическом секторе?

Нормальные герои всегда идут в обход

Пока Президент Янукович, Кабинет министров и руководство «Нафтогаза» пытаются убедить своих российских коллег снизить цену, крупнейшие отечественные промышленные потребители топлива пробуют обеспечить себя альтернативными источниками его поставок. Ostchem Holding Дмитрия Фирташа имеет право поставлять в Украину 4 млрд куб.м газа в год. Находит его и поставляет на свои предприятия. Альтернативу ищут и другие крупнейшие промышленные группы. В частности, компания ДТЭК Рината Ахметова официально объявила о создании дочерней компании ООО «ДТЭК Нефтегаз», которая будет отвечать за развитие проектов в нефтегазовой отрасли на суше и морском шельфе.

Кроме того, лицензию на поставку 1 млрд кубов газа в Украину имеет компания ИСД, которой владеют Сергей Тарута и группа российских инвесторов во главе с Александром Катуниным. Группа "Приват" тоже неплохо себя чувствует на газовом рынке. Она обеспечивает свои предприятия газом за счет ресурсов крупнейшего добытчика украинского газа ПАО "Укрнафта", миноритарным акционером которого являются компании, подконтрольные "Привату". В общем, приходится констатировать, что промышленные потребители окончательно перестали рассчитывать на то, что правительство сможет обеспечить их дешевым газом.

Но это еще не все. Есть еще такое перспективное направление как сланцевый газ. Все тот же Дидье Казимиро прогнозирует, что через 12 лет Украина сможет добывать 35 млрд куб. м сланцевого газа. Это сверх добычи обычного газа, которая в прошлом году составила 20,5 млрд кубометров. А 55 млрд. кубов это практически все, что потребила украинская экономика в прошлом году. «Если у Украины получится со сланцевым газом, то Газпром потеряет один из своих самых больших и прибыльных рынков», - говорит Михаил Корчемкин, управляющий директор East European Gas Analysis.

Приходится констатировать, что камлания партриотически настроенной публики вокруг потенциальной продажи (или уступки) «трубы» России лишены смысла. Если не намерены построить Северный и Южный потоки любой ценой, то они их построят. « поставила перед собой задачу диверсифицировать поставки нашего энергетического сырья. Именно для этого мы инициировали план строительства северо-западной трубопроводной системы по дну Балтийского моря и второй системы по дну Черного моря», - говорил Владимир Путин еще 8 января 2009 года. Если оба газопровода заработают на полную мощность, то стратегическая ценность украинской трубы превращается в ничто. Может, не стоит в таком случае держаться за нее обеими руками? Сегодня этот актив еще чего-то стоит, но вполне может вскоре наступить момент, когда он утратит интерес для кого бы ни было.

Перефразируя известное высказывание писателя - сегодня за ГТС дают скидку, а завтра могут дать по морде.

Михаил Ярославский, «Полемика»