Русское Движение

Что формировало Украину": славяне и тюрки

Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

ИЗ ЦИКЛА "ЧТО ФОРМИРОВАЛО УКРАИНУ": СЛАВЯНЕ И ТЮРКИ О геополитике - с основ

Но то, что демонстрирует нам схема Белгородской засечной черты, всего лишь продолжение пространственного процесса в конкретных временных рамках. Он запущен в период господства больших сухопутных торговых путей, один из которых как раз таки и проходит по границе Леса и Степи, что делало неизбежными славяно-тюркские контакты. Отсюда закономерный вывод исследователя: «Большую часть того, что можно было получить от тюрок, славяне заимствовали до XIII века». И самый объективный показатель такого рода заимствований – слово. «Показания языка неожиданны. Они свидетельствуют, что с дохристианских времен славяне мирно общались с тюрками. Вместе пасли скот и пахали землю, […] торговали друг с другом, воевали против общих врагов […]. Верили в одно. Только во времена дружбы и мира могли войти в славянские языки такие тюркские слова как – пшено (пшеница, сено), ткань, письмо, буква, карандаш, слово, язык, уют, явь, сон, друг, товарищ…» (Олжас Сулейменов). Этот ряд легко продолжается во вроде бы родных, хорошо знакомых словах: курган, ватага, сабля, воин, боярин, полк, охота, облава, чугун, железо, булат, алебарда, топор, молот, рать, орда, курень, есаул, бунчук, богатырь. колымага, сундук, ура… Список можно расширить. За счет слов перший (на тюркском в том же значении - перенши или беренчи), майдан. Как говорится, и к гадалке не ходи. Это все «стопудовые» тюркизмы. Но и этот список это уверенно расширяется. Например, за счет фамилий по вроде бы «польскому варианту» - Скоропадский, Грушевский. И давно привычных названий городов. Например, одно из тюркских племен, кочевавших по «украинской» степи именовалось берендеями. (Считается, что к середине XII века воины этого рода находились на службе князя Юрия Долгорукого.) В ныне Житомирской области есть городок с названием Бердичев. Так вот, еще к началу XIX века он именовался несколько иначе – Берендичев, то есть город берендеев. Все это слова древние, «доиговые», а вот «монголу» в этой раскладке явно не повезло - «заправлено» латынью. С чего бы вдруг?
Все тоже в знаковой системе. Чтобы убедиться в этом, достаточно всмотреться в родовые гербы полькой знати и в галицийские мануфактурные знаки. В книгах Грушевского все это обильно представлено. Но без комментариев, мешавших авторской линии «на украинство». Как и относительно многого другого тоже. Например, как можно называть некую общность, пусть даже древнюю, государством, если территория эта делится между княжескими потомками, передается им в наследство? При больших территориях и обществе практически еще никак не сцементированном единой юридической базой. Она еще только нарабатывается, а родоплеменные правила общежития уже практически себя исчерпали. Передавать можно пастбища, угодья, сундуки с праведно и неправедно нажитым добром, юрты и хаты, скот, меч, личный генный материал. Но никак не государство. Мы слишком вольно распоряжаемся понятиями: государство, империя, цивилизация, народ, Запад-Восток и чем там еще. Политических спекуляций на эту тему достаточно. Не случайно, судя по источникам, словом этим - «политика», некогда обозначали барышень известного поведения. В любом случае это тема не столько для личных размышлений, сколько для серьезного анализа. Прозрачность понятий обманчива. Более чем. Напомню, что Германия как государство сложилось лишь к началу ХХ века, известная нам Италия и того позже. А наука, в категориях которой выполнены эти заметки, появилась лишь в начале ХХ века. Эта наука, ставшая следствием сырости истории, ее очевидной субъективности, дала нам понятие Великого Шелкового пути. Его хоть и называют, древним, но древности оно никакого отношения не имеет. Речь, понятно, об определении, привязке его к Пространству материка, его торговым маршрутам широтного направления.
Есть сложности и с нынешними знаками «независимой государственности». Украинской, понятно. Они в том, что у каждого тюркского рода имелась своя тамга – прототип начальной правовой системы, позволявшей ориентироваться в системе «свой-чужой» Чтобы не попасть ненароком, куда не следует. Ее выгодами мы пользуемся и сегодня, определяясь, например, с дверью в нужный уголок. Тоже и с родовой тамгой. Не будь ее, отношения на пастбищах превращались бы в хаос, где все воюют против всех. За истинные «демократические ценности», ключевая из которых – право жить и выживать.
Так вот, у двух тюркских племен родовым знаком был «тризуб». Речь конкретно о родах Тараклы и Жалайыйр. В чем разница? Еще в XIX веке прояснено, что в основу тамги рода Тараклы положен гребень, члены этого сообщества так и назывались - гребенные, а одной из двух составных частей символики рода Жалайыйр присутствовали «трехзубые» вилы - айыр (соответственно, жал – конская грива). У кочевавшего по украинской степи рода Баганалы тамгой считался уже помянутый шест «бакан». Тюркская гвардия часто, если не всегда, была опорой русских князей. И царей тоже. А гвардия, не секрет, нередко диктует сюзерену условия «правильного» поведения. В их списке и знаки отличия. Древность символа – тризуба, сомнений не вызывает, как и сама тюркско-славянская общность, именуемая наукой по ее корням как индоиранская. Она имела место задолго до проблем «украинства». Гвоздь в другом – в желании знать подноготную. Но проблема в том, всегда ли она та, которой хочется?
Есть своя «изюминка» с тамгой «украинского» рода Балта. Само это слово переводится с тюркского как топор. Знаю одного украинского украинца с фамилией Балтянский. Это отсюда. Но важнее то, что именно изображали в виде простого креста - +: помянутый знак рода Балта и балтянцев, бога Рода, метку по случаю или христову веру. Сложное занятие. Но при внимательном отношении к собственным фамилиям и не такое отыщется.
Нынешняя зримая и лютая ненависть ко всему русскому, читай – азиатскому, со стороны так называемых современных сторонников «украинской Украины» следствие не «новоукраинства», тем более «оранжевого», забурлившего шовинистическим «бульками» вовсе не в период «первых президентов». Это реликт более дальних периодов развития. Именно на этом обстоятельстве закономерного поступательного развития строится вывод русского публициста и историка, издавшего в Берлине достаточно известную специалистам брошюру «Украинское движение. Краткий исторический очерк, преимущественно по личным воспоминаниям» (1925 г.). Она увидела свет под псевдонимом А.Царинный. ««Украинцы» - это особый вид людей. Родившись русским, «украинец» не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою «русскость» и злобно ненавидит все русское. Он согласен, чтобы его называли кафром*, готтентотом** – кем угодно, но только не русским. Слова: Русь, русский, Россия – действуют на него, как красный платок на быка. Без пены у рта он не может их слышать. Но особенно раздражают «украинца» старинные предковские названия: Малая Русь, Малороссия, малорусский, малороссийский. Слыша их, он бешено кричит: «Ганьба!» («Позор», от польск. hanba). Это объясняется тем, что многие из «украинцев» по тупости и невежеству полагают, будто бы в этих названиях кроется что-то пренебрежительное или презрительное по отношению к населению Южной России. Нам не встречалось ни одного «украинца», который захотел бы выслушать научное объяснение названий и правильно усвоить себе их смысл» (Андрей Стороженко).
Это вовсе не «тупость и невежество». Это все еще отражение сложных процессов формирования народа, обильно принявшего в себя прямую и достаточно древнюю тюркскую струю. Она все еще просачивается наружу, ей все еще некомфортно в рамках «русскости». Отсюда попытки найти объяснение ощущениям и рефлексивным реакциям. Размышления эмигранта Н.Стороженко – одна из них. Дело не в тупости, хотя и не без этого, а в следствиях, в отражении стратегических процессов развития. И того обстоятельства, что некоторая часть населения не успевает в них вписаться, для «объяснения» чего вырабатывает систему отрицания, на базе которой пытается выстроить линию самоутверждения. Бесплодную, потому что «вернуться к корням» невозможно. Ни физиологически, ни биологически, ни в плане поступательного общественного развития. Но попытки есть. Не случайно же озвучен «намек» на «тупость и невежество». И на сознательную спекуляцию этими категориями реального бытия.
Для него, закономерно и вполне оправданно считающего себя русским «малоросса» А.Стороженко, как не сложно заметить, явление уже труднообъяснимо. Анализ ситуации на время пограничной Белгородской засечной черты позволяет к нему - объяснению, приблизиться ближе. Фактор торговли в общем экономическом срезе, массовой своей доступности к ее собственному производному продукту явно недооценивался. Достаточно напомнить, что неумелое использование торговли как ключевой части общемирового экономического процесса, фактическое его игнорирование, привели в конечном итоге к быстрому сходу СССР с исторической арены.
Эту самую «тупость» точнее было бы назвать «татарской отрыжкой». Трудность разве что за малым: сам смысл слова «татарин» до сего дня требует прояснения, как и большинства иных этнонимов. Процесс слияния укладов шел достаточно долго, но к XVI веку он принял обвальный характер и уже в XVII практически завершился. Речь о территории современной Украины. Но отрыжка осталась. И именно ее решено было использовать в больших геополитических целях, в частности, такой заманчивой для всех противников Руси как раскол ее единого этнического поля, испокон века выстраивавшегося, в отличие от западных подходов, на учете фактора разноэтничности, его сохранении. Для иных государств и империй, в частности для «новой Украины» он неприемлем, он та самая «красная тряпка», на которую ссылался Андрей Стороженко. Ее и сейчас используют, причем с нарастающей интенсивностью. Даже при анализе всего лишь одной этой линии закономерен и оправдан вывод, что будущее самой Украины в практике ее реализации представляется с достаточной определенностью. Оно незавидное. Если сохранится эта самая тряпка и реакции на нее.

Продолжение следует...

Александр Федорович Маслов, журналист, писатель
* Кафры – от арабского «кафир» - неверный, неверующий, то есть немусульманин – А.М.
** Название одного из африканских племен, слово использовано в интеллигентном обозначении чернокожего - А.М.

Автор РУССКИЙ МИР