Русское Движение

Агентство по делам национальностей: вред или польза для страны?

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

О перспективах деятельности, функциях и руководителе недавно созданного агентства по делам национальностей …

Президент России Владимир Путин 31 марта 2015 года подписал Указ об учреждении федерального агентства по делам национальностей.

«Демократическая» Россия со времен Ельцина имеет «богатый опыт» и уже «устоявшуюся практику» осуществления реализации национальной политики. С 1993 года Госкомитет по делам федерации и национальностей, а затем Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям, не просто не способствовали единству народов России и национальной справедливости, но делали всё для потакания этнического национализма в национальных республиках России, оправдания потока мигрантов и правовой защиты представителей всех народностей, кроме русских.

Совершенно верные опасения высказал В.И.Алкснис. Слова Алксниса: «В постсоветский период принимались подобные попытки создания государственных структур, предназначенных для решения межнациональных вопросов, которые ничем не закончились... Создаваемая структура не справится с решением подобных вопросов, так как будет заниматься мифическим «россиянским» народом, формируя свою нацию... Нужно идти иным путем: вместо создания структур, направленных на урегулирование межнациональных отношений, стоит озаботиться проблемами государствообразующей русской нации».

К мыслям Виктора Алксниса можно ещё добавить, что «устоявшаяся практика» решения национальных вопросов до сих пор действует в регионах России. Всевозможные общественные советы по межнациональным вопросам в областях и краях России, прикрываясь тезисом о дружбе народов, занимаются поддержкой и развитием национальных общин и диаспор, способствуя формированию «мультинациональной» русофобской среды. В таких «общественных советах» из русских обычно присутствуют только либералы и правозащитники с русскими фамилиями, остальные - всё сплошь авторитетные представители уважаемых диаспор и общин. 

Читаем, возложенные Указом Президента, функции нового агентства по делам национальностей:

а) выработка и реализация государственной национальной политики, нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере государственной национальной политики;

б) осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;

в) взаимодействие с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и иными институтами гражданского общества;

г) разработка и реализация государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений;

д) контроль за реализацией государственной национальной политики;

е) осуществление государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;

ж) профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

з) предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Заметим сразу - даже упоминания о русском народе нет, не говоря уже о государствообразуюшем его значении.

Пройдемся по этим пунктам.

а) «Государственные услуги в сфере государственной национальной политики» - звучит обнадеживающе, в лучших традициях «демократии». За «услуги», как известно, нужно платить. Диаспоры без труда заплатят, например, «откатами» из финансовых средств, выделяемых государством на поддержку этих диаспор и общин. 

Мало было «услуг» по привлечению к «ответственности» исключительно русских по пресловутой 282-ой статье. Мало ещё «услуг» по трактовке этнической преступности как «правонарушения, совершенные на бытовой почве».  

б) «Осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа (российской нации)». Термин «российская нация» успешно перекочевал в Указ из  порочной государственной программы, принятой в августе 2013 года, «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014 - 2020 годы». И не важно, что «российской нации» (также как и «российского народа») не может существовать в природе, ибо, нация - этническая и культурная общность великого народа. Почти нет сомнений, что создание «российской нации» на деле будет означать дальнейшие декларативное снижение статуса и значения русского народа. Никогда не могущая существовать нация будет «создаваться» дальнейшим «этнокультурным развитием народов России». Всех, кроме русского.

в) По расставленным акцентам можно судить о дальнейшей «реализации» этого пункта. Упор делается на «национально-культурные автономии». Какое благо, что упоминается ещё казачество! Ну а русские общины или приходы РПЦ, патриотические общественные объединения, наконец, просто неоформленная русская общественность на своих территориях, надо полагать, подпадают под «иные институты гражданского общества». Раз «иные», то и «взаимодействие» с ними осуществляться будет соразмерно термину, как получится и если понадобится.

г) Одной, упомянутой выше, «государственной федеральной программы в сфере межнациональных отношений», видимо, недостаточно. Будут и другие, также как и прежняя, обеспечивающие «этнокультурное» и, от себя уточним, мультинациональное «развитие» на исконно русских территориях, а в национальных республиках -   мононациональное. Вот на разработку и реализацию чего на деле направлен этот пункт.

д) А этот пункт, наверное, будет «контролировать», чтобы на местах никто не смог исказить высокие смысл и цель правительственной национальной политики. Да и вот на федеральном уровне у нас в последнее время иной раз раздаются голоса о необходимости защиты интересов государствообразующего русского народа. Непорядок, недоразумение, негативные явления в вопросах формирования «россиянской» нации. Агентству надлежит методами «контроля» исправлять ситуацию.

е) «Мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений» осуществляться будет, вероятно, в целях действенного осуществления «контроля», отраженного в предыдущем пункте.

ж) На практическую реализацию «профилактики любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности» указывает практика применения 282 УК РФ, да и вся «правоприменительная практика», связанная с межнациональными отношениями, вся «миграционная» и «трудовая» политика последних двух десятилетий. Теперь целое агентство будет подключено в дело  размывания реального значения русского народа для государства.

з) Не понятно, чем этот пункт «предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды» принципиально отличается от предыдущего пункта «ж» - «профилактика» того же самого. Включен, вероятно, для усиления эффекта, чтобы сомнений было меньше по «ж» для русского народа.

Впрочем, слабая надежда не на вред, а на пользу от деятельности агентства, думается, есть. Прежде всего -  в недавних заявлениях Президента России о значении русского народа для России и необходимости изложения государственной идеологии. Правда, им же подписан вышеназванный указ в таких странных формулировках. Но мы знаем, как часто принимаются документы высокими руководителями в условиях дефицита времени: не всегда внимательно вычитывается документ, а подпись ставится по сути вопроса, полагаясь на чистоту отработки редакции соответствующими службами. Ну а «службы» пишут так, как умеют, как научили, как привыкли. Хочется надеяться, что это тот самый случай.

Ну и личность недавно назначенного руководителя агентства пока внушает надежду. Игорь Вячеславович Баринов прошел «горячие точки», в депутатской деятельности уделял достойное внимание патриотической работе. Эти и ряд других штрихов его биографии указывают на то, что потенциально он способен повернуть работу агентства в позитивное для внутренней политики государства направление. 

Оценка личности Баринова в СМИ противоречива. Что он представляет из себя в чисто политическом плане - пока загадка. Одни, ссылаясь на неофициальные источники, указывают на его близость к условной «команде либералов» в окружении Дмитрия Медведева. Другие считают, что назначение Игоря Баринова - желание президентской команды придать акцент на тему «русского мира», которая в последнее время звучит всё чаще. Ну а старые, набившие оскомину, формулировки в Указе о создании агентства при этом могут носить, как было сказано выше, инерционный характер. 

Из первого интервью Игоря Баринова, данного им в новом статусе, «Комсомольской правде»: «У меня первая проблема - вообще создать федеральное агентство, которого сейчас просто не существует, кроме указа, ничего нет. Сейчас надо, начиная с бытовых вещей - помещения, люди, потом уже переходить непосредственно к делам... Привлечь профессионалов на работу в агентство».

Да, от того, каких именно «профессионалов» привлечет Баринов в агентство, будет многое ясно. Кстати, тем же Указом Президента об учреждении федерального агентства на Правительство России возложена обязанность утверждения положения об агентстве. В положении обычно уточняются функции соответствующей службы в расширительной и уточняющей форме. Какие именно формулировки будут звучать в положении об агентстве - зависит сейчас именно от Баринова. Интересно, сможет ли назначенный руководитель агентства для начала, на стадии разработки положения, привнести в функции ведомства менее порочные для нашей страны формулировки?

Вот ещё одно его заявление: «Мы имели огромный исторический опыт мирного существования на территории России разных народов, и опыт разный... И царская Россия, и советский опыт. Вот надо какие-то наиболее положительные вещи использовать. Хотя, конечно же, учитывая при этом реалии сегодняшнего дня и ту же миграционную политику, глобализм и все остальное, те процессы, которые сегодня влияют на межнациональные отношения... С одной стороны, баланс надо найти по самоидентификации русской нации - и в то же время самоидентификации малых народов, которые должны чувствовать себя комфортно».

Согласитесь, что вышесказанное Бариновым лучше, чем ничего (хоть что-то произнесено о русской нации), но всё же звучит недостаточно определенно, чтобы судить о будущем реальном векторе деятельности агентства.