В последнее время появилось много статей и комментариев на разных, особенно украинских и татарских националистических сайтах, с требованиями, о необходимости переименований населенных пунктов в Крыму (каждая из этих групп, правда, тянет одеяло на себя) с точки зрения «правильного» национального происхождения этих названий. Наши татары Тавриды почти все названия на полуострове и в его окрестностях пытаются выводить из истории собственного народа, считая, что их предки жили здесь всегда и, других никогда не было, по крайней мере, они их в упор не видят. Вся эта околонаучная возня была бы смешна - не будь она так грустна. Авторы пытаются никем и ничем не проверенные ГИПОТЕЗЫ превратить в головах людей в АКСИОМЫ, чтобы потом заявить, что это научные ТЕОРИИ.* Я теперь понял подоплеку политики Гитлера в отношении истории, как науки, в свое время запретившего бургомистрам городов Восточной Германии отмечать «круглые» даты основания, т.к. это было бы косвенным признанием автохтонности славян, а не германцев, на этих территориях, на что, как вы понимаете, он пойти не мог. Вторая попытка удревлить свое происхождение, не менее забавная, касается турецких националистов, утверждающих на материалах названий народностей и племен когда – то проживающих здесь, что тюрки самые «коренные» в Малой Азии, ибо название одного из племен – Турукки, известно с III тысячелетия до Р.Х., на что еще в конце XX века профессиональные историки вежливо оставили свой комментарий: «Не следует обращать внимание на наивное отождествление племен турукки с тюрками: последний этноним появляется лишь в I тысячелетии н.э. – сначала в Центральной и Средней Азии и лишь к середине средних веков – на Ближнем Востоке. Созвучие чисто случайное.»**
Нельзя объять необъятное, я просто приведу наиболее вопиющие примеры «ляпов». Вообще, когда тому или иному представителю малого или недавно появившегося этноса нечего сказать и, тем более, нечем похвастаться, он придумывает методом подбора слов происхождение своего племени со времен Адама. Это, например, твердая уверенность некоторых «национально - свидомых» авторов из числа татар в Тавриде, что их народ почти прямиком происходит от тавров. И это при четком упоминании у всех современных историков, что впервые татаро – монголы на полуострове появились в 1223 году. В доказательство приводит, например, такие лингвистические пассажи:
«Таврида (Крым)
/Тор ида//Тавр ида = « Тора знающие, чтящие».
Слово /Йида – « знание» вошло в русский язык в форме «Еда» - «То, что полезно, то, что нужно». Противоположное слово – «Пища» - от /пеша – «преступление, грех, злоупотребление» - означает « вкушение запретного во время поста».
Так и хочется сказать, в огороде бузина, а в Киеве дядька…Больше я постараюсь не приводить в пример такой псевдонаучный бред, но, к сожалению, придется. Просто приведу общепринятые сведения:
«О происхождении названий «тавры» и «Таврика» существуют несколько версий. Первая из них основывается на том, что древнегреческое слово «tauros» переводится как «быки». Отсюда делается вывод, что греки назвали так местных жителей, поскольку у них существовал культ быка. По другой версии считается, что крымские горцы называли себя каким-то неизвестным словом, которое было созвучно греческому слову «бык». И, наконец, в соответствии с третьей версией, Тавром греки называли горную систему в Малой Азии. Осваивая Крым, эллины, по аналогии с Малой Азией, назвали Тавром и Крымские горы. А уже от названия гор живший здесь народ и получил наименование тавров, а сам полуостров стал Таврикой…»
«ТАВР, Taurus,
- горный хребет в Малой Азии, берущий начало в Ликии у мыса Хелидония или Священного (н. Хелидони) и идущий сначала к северу между Ликией и Памфилией, затем к востоку через Писидию и Исаврию до границ Ликаонии и Киликии, где он делится на два отрога:
a) северный, Антитавр, идущий через Каппадокию (под именем Аргея) и через Армению (под именем Капотес) до Кавказа, с которым он находится в соединении посредством Мосхийских гор;
b) южный, называвшийся Тавром. Последний образует в Киликии проход, называемый Киликийскими воротами, и дает от себя южный отрог, гору Аман, затем проходит через Каппадокию и, перескакиваемый Евфратом, простирается далее в Армению, где южную ветвь его образует гора Масий, и оканчивается у озера Арсиссы. Этот горный хребет, покрытый лесом до самой вершины, и ныне называется Тавром, но, кроме того, еще Курун или Ала-Даг. Strab. 11, 520 слл.;***
Не менее блестящую гипотезу пришлось узнать, читая такие, можно сказать, выверты или вывихи сознания о реке Дон, которую наши меджлисовцы считают исконно татарской рекой. Доказательства я с удовольствием выставляю, чтобы показать т.н. народную этимологию авторов этнического великотатарского бреда:
Древнее название реки божьего суда Дон { /дун – «Божий суд»} – Тана :
[] – /утна – «был пущен, был приведён в действие». Именно в устье Дона был пущен в действие путь через степи – по Дону, до царской крепости Саркел { /Сар кела – «Правительственная (царская) крепость»}, далее охраняемым казаками – тронными шамраями караваном до Волги – Божественной реки Всевышнего Ра – до города Итиль ( /Эт или – «У Всевышнего»). А далее – вниз до Серебристого моря { /каспи – «серебристый блеск»; Каспийское море во время сильных ветров покрыто барашками и от того кажется серебристого цвета}, а потом – Рей – город правителя Каспия – Иран.
1. /тана иса – «был пущен, был приведён в действие + побуждать мять, делать, выращивать, производить, назначать, ставить, пребывать, успевать» - в общем полная картина преуспевающего города-порта, вывозящего хлеб и рыбу, рабов и шелка, что-то наподобие древней Одессы-мамы. Недаром недалеко от древнего Танаиса заложен город Ростов-на-Дону, которого называют «Ростов-папа» { /паъфаъ//папа – «расширяющийся, клокочущий»}
2. /тана - по арамейски – это ивритское /шана – «изменяться, учиться, повторять»
Чего тут только нет…но особливо меня умилил арамейский! Хорошо, хоть нет ссылок на языки банту, и на том спасибо. Куда уж там научным теориям из нетатарских источников:
Дон – река в России, впадающая в Азовское море. У древнегреческих авторов встречается другое название этой реки – Танаис (у Геродота, Страбона). По версии, греки, проникшие в причерноморские степи, уже существовавшее название Дон преобразили в Тана и, снабдив его эллизированным окончанием, получили Танаис. Почти все исследователи признают иноязычное происхождение слова «дон» в значении «вода, река». В частности, мнения сходятся, что наименование имеет ираноязычные корни, так как в иранском «дон» – «река». В современном осетинском языке термин «дон» и сейчас существует в этом значении, образуя гидронимы (Гизельдон, Аргудон, Ардон, Садо, Хазнидон и другие). Здесь начальные компоненты составных названий указывают на характер рек. Название ДОН, означающее просто «РЕКА», было, по-видимому, широко распространено.
Более того, производными от слова ДОН являются также названия крупнейших рек Европы: ДНЕПР и ДНЕСТР. О реке ДУНАЙ и говорить нечего. Это просто чуть иная форма слова ДОН.
Обо всем этом прямо говорит все тот же Этимологический Словарь М. Фасмера, с. 518.
В составе всех этих названий первые две буквы ДН означают «река», то есть ДОН (или ДН без огласовок). Это - не досужая гипотеза, а хорошо известный специалистам факт. Лингвистические споры ведутся лишь о смысле окончаний «ПР» в названии ДнеПР, и «СТР» в названии ДнеСТР и т. д, с. 518.
Названия рек и вообще воды "дон, тон, дан, тан, тун, дун" очень древние, встречающиеся на пороге истории арийских народов по всей Европе и западной Азии и удержавшиеся до настоящего времени только в одном языке осетин.
Вардан — кипящий, пенящийся дан, Кубань — по - Птолемею (II в. по Р. Хр.);
Тан, Танаис (Танай, Данай) — Дон;
Данапр, дан с порогами — Днепр;
Данастр – дан - стрый, быстрый, струйный - Днестр: латинский Данубий, немецкий Донау, осетинский Дунеи - дон, т. е. всемирная река, Дунай).
Дуна -Двина, Родан - Рона, Эридан - Рейн или какая-то другая северная река, скорее Неман, на берегах которого добывался янтарь.
Радус или Эриданус - По, река в Италии.
Не хочу даже выставлять гипотезы наших оппонентов относительно современного и древнего названия Керченского пролива, их соавторов легко выявить среди постоянных жильцов общеизвестного учреждения на «Розочке», просто процитирую современные источники:
Слово "пантикапей" не греческого происхождения - на северо - иранском наречии оно означает "рыбный путь". Такое название города бытовало у ираноязычных скифов. Было у города и чисто греческое название "Боспорос", по названию пролива. Боспор название фракийского происхождения, которое дословно означает "коровий брод". Существовали: - Фракийский Боспор - пролив между Европой и Азией (современный Босфор); византийцы называли его просто Стеной, то есть Пролив; - Киммерийский Боспор - ныне Керченский пролив между полуостровом Крым и Таманским полуостровом; - античное Боспорское царство, располагавшееся по обе стороны Керческого пролива. Его столицей являлся город Пантикапей, находившийся на месте нынешней Керчи. С начала VI века Боспор вошел в состав Византийской империи и под этим названием, подразумевалась либо часть Восточного Крыма, либо бывший Пантикапей (предположительно, уже с IV века). Византийские авторы именуют город "Воспором". Вопрос о полном включении Боспора в состав Хазарского каганата в конце VII - IX века остается спорным. В Х - XI веках он стал центром одноименной византийской фемы (области).
Вообще, название Крым довольно позднего происхождения, его привнесли самые поздние пришельцы. Чтобы не вступать в споры, приведу выдержки из, собственно, тюркских языков: Тюркские корни в названии Крыма - это "кыр -", поле степь, плато, высокие берег, гора, край, грань (тюркские языки): турецкие "кыр - поле, степь, равнина",
в дагестанско - тюркских языках "кырый - побережье",
в узбекском "кыр - возвышенность, холмистая степь и кырчак - берег" (что отвечает азербайджанскому "гырек, кырек - берег, край, отдалённый, крайний".
Вообще, в отличие от туу (тоо), название кыр служит в тюркских языках для обозначения не отдельной горы, а целого горного хребта. Придя из степей, предки татар Тавриды дали название местности по наиболее всего их поразившему отличию от тех мест, где они когда-то кочевали - по горам. Давность термина в тюркских языках подтверждается древнетюркским словарём и словарём Махмуда Кaшгaрского, у которого "кыр - возвышенность, холмистая степь"
Евг. Попов
* Гипотеза выраженное в форме суждения предположение.
Аксиома - утверждение без доказательства, но, тем не менее, это фундамент всех дальнейших рассуждений.
Теория (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) - учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений. Теория выступает как форма обобщенного знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы
**«История древнего мира. Ранняя древность». Под редакцией И.М. Дьяконова…Москва, 1989 г.
***«Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.»