Наши уважаемые соседи по местожительству на полуострове Таврида любят частенько подчёркивать свою автохтонность* и своё чисто местное происхождение. Не вступая в споры с ренегатом своего народа неким Возгриным, издавшим на западные и соровские гранты макулатурные опусы о подобном или пседонаучные статьи в меджлисовских газетах, сразу перейду к историческим фактам, которые не оспорены пока ещё никем из приличных историков пишущих по крымской тематике.
В III веке до Р.Х. на плато, расположенном к югу от нынешнего центра Симферополя, возникла столица позднескифского государства Неаполь Скифский, так его называли эллины, [которых мы сегодня с подачи столь же древних римлян называем греками («каркающими» по мнению латинян)], а вот настоящее название столицы скифов не сохранилось, поскольку народ они были бесписьменный, и исторических трудов, в отличие от греков и римлян, нам не оставили. Как назывался город самими скифами, мы, увы, не знаем!
В 275 году после Р.Х. город разрушили готы, окончательно Неаполь Скифский разорили гунны, вторгшиеся в Крым и к концу III века Неаполь Скифский прекратил свое существование как населённый пункт навсегда. Когда мне начинают доказывать, что старое население города выжило и стало предком следующего (это о прямом происхождении татар Тавриды чуть ли не от тавров), я задаю им простой вопрос - каким образом? Как выживут жёны и дети после смерти мужчин при штурме города, ведь выжившие будут ограблены и лишены всего тяглового скота. Кто будет пахать и на чём? Собесов тогда не было, и судьбой побеждённых мало кто интересовался, для завоевателей они были не просто чужаками, но и врагами, которых надо было или убить или продать в рабство, причём желательно подальше.
В следующем тысячелетии недалеко от Неаполя Скифского было небольшое поселение Керменчик, жителями которого были крымские греки или грекоязычные крымчане, чьё этническое происхождение я утверждать не берусь. Ясно только одно – тюрками и мусульманами они стопроцентно не были, и история их исчезновения покрыта мраком.
В начале XVI века рядом с Керменчиком [Керменчик - с татарского, «небольшая крепость, крепостишка», т.е татары не знали прежнего греческого названия поселения видимо в силу отсутствия этого населения] появился небольшой городок Ак-Мечеть. Он был центром каймаканства (административно это было нечто вроде современного района в Крыму), а, кроме того, резиденцией калги-султана, то есть официально объявленного наследника правящего хана. Его дворец находился в долине Салгира, примерно в районе нынешней улице Воровского. В путевых заметках Эвлии Челеби 1666 года отмечается, что в Ак-Мечети насчитывалось 1800 домов (хотя с цифрами у Челеби в его произведениях всегда было проблемы и этому количеству домов я не склонен верить).
После Манифеста о присоединении Крыма и Тамани к России Екатерины II от 19 апреля 1783 года никаких погромов местного населения впервые за историю полуострова не произошло и татарам было даровано подданство со всеми проистекающими от этого правами. 2 февраля 1784 года Екатерина II (1729-1796) подписала указ об образовании Таврической области. Екатеринославский и Таврический генерал-губернатор Г.А. Потемкин 7 февраля 1784 года представил Екатерине II проект предлагаемого им административного устройства Крыма: «...имеет быть построен областной город Симферополь на место бывшего Старого Крыма. Сие наименование означает город пользы, а потому герб — улей с пчелами, имеющими вверху надпись "Полезное"». Но, по высочайшему повелению императрицы новый город, Симферополь [название было предложено ученым и общественным деятелем св. Евгением Булгарисом (1716-1806 гг.)], строится в чистом поле рядом с Ак-Мечетью вдоль долины Салгира. Почему рядом, а не в самом городке? Причина проста как колумбово яйцо. Впрочем, прочитайте сами и сделайте выводы.
Цитирую записки учёных - современников об Ак – Мечети «Кривые, разбегающиеся, немощеные и нечистые улицы обнесены высокими стенами, за которыми прячутся низенькие домики,— писал в 1795 г. академик П. С. Паллас,— а когда ходишь по городу, то кажется, что находишься между развалившимися стенами, построенными из грубого истесанного камня. Все дома здесь, как и во всем краю, построены не из кирпича, но из скважистого белого мергелевого известняка, который большей частью складывается нетесаным, а тесаные камни употребляются только на углы, двери и окна. Вместо цемента... употребляют глину, которую смешивают с песком, прибавляя туда немного извести. Службы же и другие пристройки делают обыкновенно из хвороста, крыши же кроют легкой черепицей, закладывая ее на хворост или камыш, смазанный глиною...».
По камеральному описанию Крыма, Ак-Мечеть выглядит небольшим городишком, в котором насчитывается 308 домов и 815 жителей (в это же время в Карасу-Базаре проживало 2285 человек, а в Бахчисарае — 2640). Ак-Мечеть, её улочки и дома, по мнению большинства и прошлых и нынешних историков, во многом идентичны Бахчисараю: «…В Ак-Мечети улицы такие же узкие, как в Бахчисарае, прорезывают татарскую часть в разных направлениях. В одном месте мы видим кривую улицу, в другом — она идет зигзагами, в третьем — представляет из себя тропинку, упирающуюся в какой-нибудь дом, и т. д.; одним словом, город разбивается «дорогами» на самые неправильные части, имеющие форму полукруга, трапеции, сегмента и т. д.; вследствие чего тут трудно указать центральную улицу. Далее постройки, или «полуразрушенные» стены, как называет их Паллас, стоят друг подле друга, сбившись в одну кучу. Наконец, дома, как и в Бахчисарае, обращены во двор, сохраняя направление на юг, а на улицу выходят задней стеной или отделяются от нее каменным забором». [«Шедевры мусульманской архитектуры», Бабенко и Дюличев]
Татарские названия улиц (до революции власти Российской империи не занимались переименованиями уже существующих улиц) удалось найти на старинной карте всего где – то с полдюжины таких названий. Это улицы Акмечетская (Таврическая), Карасубазарская (Белогорская), Кади-эскерская и Мечетская (вдвоем ныне составляющими одну улицу — Краснознаменную), а также переулки Магометанский (Ефремова) и Каябашный (Подгорный).
Датой основания Симферополя считается 8 февраля 1784 года. Первые строения были заложены в июне 1784 года. Его первыми жителями стали отставные солдаты и крестьяне-переселенцы из России и Малороссии, они обосновались в наскоро построенных домах-мазанках в слободе, названной в честь смотрителя поселения Петра Винникова Петровской. Но это были окраины, а центральная часть расположилась на левом берегу Салгира возле Александровского редута и застраивалась в соответствии с генеральным планом и по российским стандартам.
Центр нового города постепенно формировался в районе нынешнего сквера Победы (получается, что современный Госсовет находится исторически правильно, в центре), где в 1829 году был возведен величественный Александро-Невский кафедральный собор. Тем не менее любопытно, что более полувека симферопольские улицы не имели официальных названий, и только в марте 1830 года было утверждено название 23-х главных улиц и 4-х переулков. Оживление строительства и хозяйственное развитие наступили после того, как в 1830-1840-е гг. были проложены дороги из Симферополя в Алушту, Ялту, Севастополь, Феодосию и другие крымские города.
Во время Крымской войны город становится тыловой и санитарной базой осаждённого Севастополя. В нём были сосредоточены все основные тыловые службы российской армии сражавшейся с объединённой Европой. Город представлял собой огромный госпиталь. После Инкерманского сражения число раненых и больных воинов порой превышало количество мирных жителей.
В 1871 году началось строительство Лозово-Севастопольской железной дороги, а 14 октября 1874 года в Симферополь пришел первый пассажирский поезд.
Сразу после появления ж/д в городе начинают появляться крупные промышленные предприятия: филиал московской конфетной фабрики «Эйнем», фабрика А.И. Абрикосова, их продукцией были фруктовые консервы, повидла, желе причём именно русские, нравится это кому – то или нет, создали промышленное садоводство для этого [татары называли фрукты "гнилым товаром" («Исторические судьбы крымских татар» стр. 151)].
Симферопольские консервные заводы выпускали одну треть всех фруктовых продуктов европейской России. В Симферополе находилась и крупнейшая в России виноторговая фирма «Г.Н. Христофоров и К°», работали электростанции и трамвайное депо. Позже появились табачные фабрики и в 1916 году авиационный завод «Анатра».
В городе в 1914 году состоялся пуск первой линии трамвая.
С 18 октября 1921 года Симферополь — столица Крымской АССР.
Я не ставил целью дать полную историю столицы Тавриды, просто хотел указать на наиболее чёткие факты, что на одном месте ТРИЖДЫ появлялся город, поскольку это каждый раз оказывался наиболее удобный, как место политического центра полуострова.
Евгений Попов
*Автохтонно́сть (от др.-греч. αὐτός «сам» + χθών «земля») — принадлежность по происхождению данной территории; автохто́нный — местный, коренной по происхождению