Меня давно забавляет маниакальное стремление щиро – свидомых, когда дела в недогосударстве Украина идут всё хуже и хуже, делать громогласные заявления о переименования России в Московию.
Никакой России не было. Ее придумал Петр I. До него говорили «Московия».
Довольно популярен в националистической украинской тусовке, назвать это сборище лжецов другим словом нельзя, такой миф – Русь это территория будущей Украины, так называемая Украина – Русь, а земли будущей России, это Московия и только Петр 1, ввел название «Россия» для Московии. Поэтому современным русским не стоит «примазываться» к Руси. Правда, ни одного документа, что своё государство наши предки когда – то называли «Московией» они предъявить не сумели, объясняя всё тем, что ещё Романовы так почистили свои исторические архивы, что сегодня найти ничего нельзя. Правда, кто «почистил» архивы Европы и Ватикана, свидомиты скромно умалчивают. Наверное, агенты КГБ уже тогда работали на опережение.
Вот недавно Советник президента Украины Владимира Зеленского по политическим вопросам Никита Потураев предложил переименовать Российскую Федерацию в Московию. Естественно, его поддержали мелкие подхалимы из незабвенной ОПГ «Меджлис» типа Айдера Муждабаева заявившего печально известному жёлтому изданию «Обозреватель»: «В принципе, он прав, потому что все же краденое…За эти века столько украли, что уже забыли, что ранее украденное. Название Русь – ворованное, украли у Украины. Ведь Русь – это Украина, и никак иначе. У меня есть друг, который уже давно Россию принципиально называет Московией. Он считает, что нет никакой России…Я не знаю, как это предложение реализовать. Исторически это абсолютная правда. Теперь дело за малым – создать условия, чтобы ее восстановить».
Тут я и загрустил, если уж такой столп исторической учёности заявляет подобное, то жить мне в России осталось недолго, переименуют на всех картах как бывший Киев в новоназванный Кийив. Тем более, когда эту идею предложила намного раньше светоч широко известной в очень узких кругах окраинной литературы.
С одной стороны я понимаю, что многотысячелетняя украинская нация старше моей Отчизны, которая появилась по русским летописям, почему – то сохранившимся только на территории Великороссии, только в 862 году и звалась Русью. Почему - то на территории 140 - тысячелетней дэржавы не найдено никаких древностей типа берестяных писем, старинных древнерусских церквей, исторических летописей, древнего эпоса типа «былин Киевского цикла». Какая – то историческая пустыня царит на Незалэжной Руине.
Правда и то, что впервые название могучего северного народ Рош упомянуто в библейской Книге Иезекииля. В греческом языке еврейское Рош записывалось как Ρως или Ηρως. В VI веке от Р.Х. сирийский хронист Захарий Ритор упомянул современный ему народ Ηρως где-то на севере.
Книжное Ρως было легко отождествлено с русичами. Уже в X веке византийцы стали называть страну, где живут русы, именем Ρωςια.
Впервые прибавление «всея Русии» появилось в титуле киевского митрополита Константина II, занимавшего кафедру в 1167-69 гг. Митрополиты всея Руси обычно были ромеями (самоназвание византийцев, от слова РИМ, свою грекоязычную империю они звали Ромейской), поэтому использовали слово «Русиа, Росиа» на свой манер. В титулах князей это обозначение появляется с начала XIV века, причём первоначально так назвали русских властителей сами греки. Первым титул господаря «всея Русии» употребил константинопольский патриарх Нифонт (1310-1314) в письме к великому князю Тверскому и Владимирскому Михаилу Ярославичу. Позднее, прочно завладев Владимирским престолом, этот титул используют великие князья Московские – Иван I Калита (1325-40), Симеон Гордый (1340-53), Василий I (1389-1425). Получается, что московские князья уже с начала XIV века претендовали на титул князей «всея Руси», хотя это означало лишь их притязания.
Дмитрий Шемяка и вслед за ним Василий II Тёмный на своих монетах использовали титул «господарь всея Руси» (либо «господарь земли русской»).
Иван III слово «Господарь» меняет на «Божиею милостию господарь» (иногда «Божиею милостию великий господарь»)
Греческое слово «Росиа/Русиа» с конца XV века всё чаще используется в официальных документах, особенно дипломатической переписке московских великих князей. Оно как бы обозначало вхождение в международное сообщество не одного из русских государств, которых раньше было несколько, а единственного легитимного Русского государства под главенством Москвы.
Русь ещё со времён раннего Средневековья называлась в Западной Европе не только латинским словом Ruthenia, но и Rusia. Не могу не сослаться на буллы папы к оломоуцкому и вроцлавскому епископам от 13 февраля 1257 года, где он обязывает их применить к королю Даниилу принуждение церковным судом, отклонив апелляции к прежним посланиям папы и воспользоваться против Даниила помощью светской власти. Под последним, вероятно, имеется венгерский король, так как в одной из редакций буллы «Inter alia que» он называется «вассалом венгерского короля» (“ut Danielem regem Russiae (rubrae ac regni Hungariae vasallum[выделено авт.]) ad promisa servanda censuris ecclesiastics cogant”). Вот, оказывается каковым было «королевское достоинство» первого короля Руси, принявшего корону и титул из рук посланца Папы Римского Иннокентия IV аббата Опизо («Сыну, приими от нас венечь королевьства») в 1253 г. в волынском городе Дорогичине, правда хитрый князь принял венец короля не только от «стола святаго Петра», но и «от всих епископов своих», здесь, как говорится, ни убавить не прибавить.
Его внук, галицкий князь Юрий Львович (1301-1316 гг.), тоже получивший в 1305 году от римского папы титул короля, именовался, судя по печати, Regis Rusicus. Мне скажут, что это касается Украины, а не России. Поскольку единственная и последняя в истории Руси королевская династия вымерла, то перейдём к непосредственной истории России.
Будем ссылаться на европейские источники, которые показывают, что Московское княжество в их глазах было Русью, когда от великого князя Ивана III в 1472 году явилось посольство в Рим просить руки папской воспитанницы, византийской принцессы Зои-Софьи, то оно было официально названо в документах Ватикана «посольством государя Белой Рутении». Рутенией по-латыни издавна называлась Русь на Западе.
Взятие войсками Василия III Смоленска в 1514 году, стало громким общеевропейским политическим событием, как же, отобрали город у Литовского великого княжества, находившейся в личной унии с Королевством Польским и вызвавшим эффект, нисколько не меньший, чем резонанс от воссоединения Крыма с Россией в 2014.
Польско-Литовское государство начало против России настоящую пропагандистскую войну, пытаясь убедить Европу в том, что Москва не имеет никакого права называться «Русью». В 1517 году в Кракове вышел «Трактат о двух Сарматиях» Матвея Меховского, в котором высказана идея, что «Руссия» — это только Галиция со столицей во Львове, находящаяся под властью польского короля. Наряду с нею в Европейской Сарматии расположены «Литва», к которой Меховский отнес испокон веку русские города Новгород, Псков и Смоленск, и «Московия».
Правда доказать европейскому читателю, что «Московия это не Руссия» Меховскому не удалось, из его же книги следует оговорка, что «В Московии одна речь и один язык, именно русский или славянский, во всех княжествах. Так, даже вогулы и жители Вятки — русские и говорят по-русски»
Самым авторитетным трактатом по внутреннему устройству России для тогдашних европейцев было сочинение дипломата Священной Римской Империи барона Сигизмунда Герберштейна. Неоднократно бывавший в России и ведший переговоры лично с Василием III Герберштейн опубликовал своё сочинение под политкорректным для католического читателя заглавием: «Записки о Московии Сигизмунда вольного барона в Герберштейне. Весьма краткое описание Руссии и Московии, которая ныне состоит ее столицей…» Уступка политкорректности польской пропаганде у Герберштейна зашла прямо скажем недалеко - он немедленно сделал оговорку, что Московия это столица Руссии. Окончательно с мифом о «Московии» покончил находившийся несколько лет на русской службе капитан-наемник Жак Маржерет, издавший в Париже в 1607 году «Состояние Российской Империи и Великого Герцогства Московского» — свои записки о начале смутного времени: «Ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac, т. е. русские, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: is Moscova — из Москвы, Вологды, Рязани или других городов… Московитами могут называться жители всего лишь одного города».
Как видите, частенько оговорки и описки авторов сочинений дают больше объективной информации, чем написанный по заказу текст. Как говорится, дьявол таится в мелочах.
Поскольку большинство читателей слабо владеют знанием европейской дворянской титулатуры, внизу статьи я дал краткое её содержание, при этом надо учитывать, что в России до Петра I, дворянство и боярство было нетитулованным, князем нельзя было стать, не родившимся им.
Тем не менее, известно также послание папы римского Гонория III от 17 января 1227 г. «Ко всем Русским Королям». Русские летописцы и книжники всегда знали, что русский титул Великого Князя равен европейскому королевскому. В повести о жизни святого Дмитрия Донского (нач. XV в.) само название говорит об этом - «Житие ... Дмитрия Ивановича, царя Русского».
Поэтому вернёмся к попыткам дать титулы русским властителям. Можно было принять какой угодно титул, но иностранные правители могли его не признать - именно поэтому Иван III и пробует царское звание в дипломатической переписке с более мелкими государствами.
В 1489 году посол императора Священной Римской империи Николай Поппель от имени своего сюзерена предложил Ивану III королевский титул. Великий князь отказался, указав, что «мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы… а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».
В договоре Московского государства с Данией 1493 г. Иван III был назван «totius rutzci Imperator». Императором был назван и Василий III в договоре с императором Максимилианом I, заключенном в Москве в 1514 г.: «Kayser und Herscher alter Reussen». В латинской грамоте Альбрехта Бранденбургского 1517 г. Василий III также был назван «Imperator ас Doniinator totius Russiae».
Впервые царём в России не только юридически, но и фактически короновался Иван IV Грозный, император Максималиан, в переписке с ним использовал (следовательно и признавал) следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».
Признание «братства» императором подчёркивает факт равенства их юридической титулатуры. Иван грозный обыкновенно употреблял в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран.
Как видите, иностранные европейские владыки принимая такие заявления от государя «всея Руси» признавали это, что в эпоху Средневековья означало юридическое признание.
Русский царь считал всякого короля Европы братом, и именно так к нему и обращался.
Чтобы не загромождать текст полной великокняжесткой или царской титулатурой, я приведу самое начало титулов русских государей Всея Руси:
Титулы вел. кн. Ивана III Васильевича:
Великий Князь Иван, Божиею милостию, Государь всея Руси…
Титул вел. кн. Василия III Ивановича:
Божием благословением, Мы, Великий Государь Василий, Божиею милостию, Государь всея Руси…
Титул царя Ивана IV Васильевича Грозного:
Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси…
Титул царя Федора Ивановича:
Божиею милостию, Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович всея России…
Краткий титул царя Бориса Федоровича Годунова:
Божиею милостию, Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Борис Федорович всея Руси Самодержец.
Титул Лжедмитрия I:
Мы, пресветлейший и непобедимейший Монарх Дмитрий Иванович, Божиею милостию, Цесарь и Великий Князь всея России, и всех Татарских царств и иных многих Московской монархии покоренных областей Государь и Царь.
Краткий титул царя Василия Ивановича Шуйского:
Божиею милостию, Великий Господарь Царь и Великий Князь Василий Иванович, всея Руси Самодержец и многих господарств Господарь и Обладатель.
Титул царя Михаила Федоровича Романова:
Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея Руси Самодержец …
Титул царя Алексея Михайловича:
Божиею милостию, Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России …
Царей Иоанна и Петра Алексеевичей:
До 1689 г., пока регентом при малолетних царях была царевна Софья, она также упоминалась в титуле, который начинался в то время словами: «Божиею милостью, Мы, Великие Государи, Цари и Великие князи, Иоанн Алексеевич, Пётр Алексеевич, и Великая Государыня благоверная царевна и Великая княжна София Алексеевна всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы…». После удаления Софьи упоминание о ней из титула исключается. После смерти соправителя Ивана в 1696 году
Титул царя Петра I Алексеевича:
Божиею милостию, Мы, пресветлейший и державнейший Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец…
Титул имп. Петра I:
Божиею поспешествующею милостию, Мы, Петр Первый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Князь Эстляндский, Лифляндский. Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский. Рязанский. Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея Северныя страны повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей, и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель.
Могу сказать об идеях как – то укусить Россию, что это просто контрпродуктивно, история хранит всё прошлое не в воспалённом сознании укронациков, а в документах и летописях прошлых эпох. Могу им только посочувствовать и сказать о них словами А.В. Шульгина: «Украинствующие могут быть разделены на три категории:
1) честные, но не знающие; это те, которых обманывают;
2) знающие, но бесчестные, призвание сих обманывать «младшего брата»;
3) знающие и честные. Это маньяки раскола, они обманывают самих себя»
Евгений Попов.
******
Император – это монарх, обычно верховный правитель империи или другого типа «имперского» царства. Императоры выше королей по аристократической иерархии.
Кайзер (Kaiser) - немецкое название, означающее "Император". Этот титул напрямую получен от названия латинских Императоров Цезарей (Caesar), которое в свою очередь было получено от имени Юлий Цезарь.
Король - (лат. rex, фр. roi, англ. King, дpeвненем. Chunig или Кuning, от chuni - род, нем). Титул монарха, обычно наследственный, глава королевства. Слово "король" происходить от "Карл" (Carolus), подобно тому, как у римлян имя Caesar стало титулом государя. Тацит указывает на существование у некоторых германских племен королевской власти, отличной от княжеской. В следующие затем века, во время почти постоянных войн с римлянами и между собою, под влиянием потребности постоянной сильной власти, многие выборные военачальники (герцоги) становились королями. По средневековым воззрениям, только римско-германские императоры могли даровать королевское достоинство. Впрочем, это право присвоили себе также и папы Римские: известно, что папа Иннокентий IV прислал королевский венец Даниилу Романовичу Галицкому, для получения королевского титула необходимо признание других государств. Королями называли наследственных государей самостоятельных значительных государств. Короли считаются ниже императора, но выше великих герцогов, герцогов и князей.
Курфюрст (Принц-избиратель) - член коллегии избирателей Императора в Священной Римской Империи Германской нации. Титул Избирателя был ниже по величине титула Короля или Императора, но превышая такие титулы как граф, герцог и эрцгерцог. Священная Римская Империя была в теории избирательной монархией, но практически, с XV столетия курфюрсты просто формализовали то, что было в действительности династическим наследованием в пределах династии Габсбургов, с титулом, обычно переходящим к старшему сыну Императора. Несмотря на это, титул не был юридически наследственным, и наследник не мог принять непосредственно титул "Император" без того, чтобы быть лично избранным.
Принц - (нем. Prinz, англ. и франц. prince, исп. principe, от лат. princeps — первый)
Один из высших титулов представителей аристократии, чаще всего наследник престола или владетельный владыка княжества.
Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян и некоторых других народов; представитель феодальной аристократии; позднее — высший дворянский титул, в зависимости от важности приравниваемый к принцу или к герцогу в Западной и Южной Европе, в Центральной Европе (бывшей Священной Римской империи), этот титул именуется Fürst, а в Северной - конунг. Термин «князь» используется для передачи западноевропейских титулов, восходящих к princeps и Fürst, также иногда dux (обычно герцог).
Герцог - (старонем. herizogo "der vor dem Heer zieht" — "идущий перед войском") у древних германцев военный вождь племени; в средние века в Западной Европе крупный феодальный владетель; с конца средних веков - один из высших дворянских титулов, а также лицо, носящее этот титул, существовал также титул Эрцгерцога (член Австрийской королевской фамилии), происхождение которого происходит от приставки erz (первый, высший) и слово Herzog.
Маркиз - маркизами обычно становились выслужившиеся на службе короля графы.
Граф - (от нем. Graf; лат. comes (букв.: "спутник"), первоначально обозначало высшее должностное лицо, но со времен норманнских королей превратилось в почетный титул.
Титул возник в IV веке в Римской империи и первоначально присваивался высшим сановникам (например, comes sacrarum largitionum «главный казначей»). Во Франкском государстве со второй половины VI века граф обладал судебной, административной и военной властью.
По постановлению Карла IIЛысого (877) должность и владения графа стали наследственными. В период феодальной раздробленности - феодальный владетель графства.
Барон - (от позднелат. baro — слово франкского происхождения с первоначальным значением — человек, мужчина), в Западной Европе непосредственный вассал короля, в Священной римской империи это рыцарь, не имеющий прямой вассальной зависимости от вышестоящих дворян и получавший свою землю от императора минуя феодальную лестницу, этот титул вначале присваивался членам таких рыцарских родов, которые, не имея никаких владетельных прав, пользовались наследственным пожалованием (феод, лен - населённое крестьянами земельное владение, пожалованное господином вассалу ) непосредственно от императора. С XV века этот титул стал даваться также и дворянским родам, находившимся в вассальной зависимости от второстепенных владетельных домов.