Провинциальная Франция умеет дарить радость. Здесь есть почти всё, столь желанное сердцу русского человека: простор и красивая природа, уютные деревни и города, отличные дороги, комфортабельный и прекрасно работающий общественный транспорт. Провинциальная Франция не так заражена тем духом безбожия, модернизма и разврата, который распространяется, словно раковая опухоль, из крупных городов и законодательных собраний, штампующих откровенно антихристианские законы. В провинциальной Франции можно встретить добропорядочных верующих, искренних прихожан Католической церкви, для которых важно жить по совести. Есть во французской провинции и православные общины, нередко франкоязычные, из числа местных жителей, принявших истинную веру.
Моё знакомство с региональной Францией началось с города Анже, что в 300-х километрах к юго-западу от Парижа. Здесь я пробыл несколько дней, выступил с докладом на научной конференции. Многонациональная публика с интересом слушала моё сообщение, задавала вопросы, выражала поддержку или несогласие. А в свободное от конференции время я прогуливался по этому древнему городу, уютно расположившемуся на берегах реки Мен.
В одном из кварталов Анже я с удивлением обнаружил католическую церковь святого Сергия. «Неужели во имя преподобного Сергия Радонежского, столь почитаемого в русском мире?» – мелькнула мысль. – Нет, это невозможно: разве могут католики назвать свой храм в честь русского православного святого?» Оказалось, что Сергий – это римский воин третьего столетия, убиенный за христианскую веру. Но всё же встреча с этим именем в глубине Франции меня незримо вдохновила и ободрила, придала духовных сил.
Затем я решил осмотреть местный кафедральный собор. К собору, находящемуся на холме, ведёт длинная лестница. Поднимаюсь по ступенькам и вижу: навстречу идёт человек с окладистой бородой, в чёрной рясе, с крестом и панагией. Неужели православный епископ?
– Простите, вы епископ? – я подхожу к незнакомцу и задаю ему вопрос на русском.
Вижу, что меня не понимают. Перехожу на английский, осторожно интересуюсь юрисдикцией, чтобы случайно не попросить благословения у раскольника или униата, если он таковым вдруг окажется. Выясняется, что я встретил епископа, служащего в греческом православном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Бостоне (США). Во Францию он приехал проведать маму. Завязался разговор. Владыка оказался человеком открытым, расположенным к беседе и, как мне показалось, глубоко духовным. Символично, что даже по улицам Франции он ходил в епископском облачении. Выяснилось, что владыка лично знаком с патриархом Кириллом, причём отзывы о Святейшем я услышал самые тёплые.
– Я вот собираюсь в монастырь святого Силуана Афонского, что близ Ле-Мана, – сообщил я своему новому знакомому о ближайших планах.
– Монахом желаете стать?
Вопрос меня немного смутил. Определённого ответа я не дал, да его и не могло быть. Сказал только, что конкретики нет, но семейная жизнь не исключена… Владыка посоветовал мне усиленно молиться, чтобы Господь указал мне мой путь. Впрочем, сейчас я молюсь как раз о создании семьи: вроде бы мои устремления стали точнее.
После разговора с владыкой я успел осмотреть городской замок и пообедать. До Ле-Мана я добирался на скоростном поезде ТЖВ (поездка заняла меньше 40 минут), а в самом Ле-Мане сел на пригородный автобус, идущий через деревню Сен-Марс-де-Локене. Правда, слова «пригородный автобус» и «деревня» никак не вязались с тем, что я видел. В автобусе, например, были чистые, комфортабельные, красивые кресла (с ремнями безопасности) и кондиционер. А в деревнях – добротные каменные дома, отличные асфальтированные дороги и ухоженные поля.
На остановке в Сен-Марс-де-Локене меня встретила монахиня, насельница обители. Через десять минут мы уже въезжали на машине в монастырь святого Силуана, расположенный в нескольких километрах от деревни. Была суббота, и мне удалось успеть на часть всенощного бдения. В воскресенье утром я помолился на Литургии, затем поговорил с приехавшими в церковь людьми. Некоторые из них приезжают издалека, преодолевая почти сотню километров! Так велико их желание помолиться в этой обители на западе Франции.
Условия жизни в монастыре мне показались не очень суровыми, особенно если сравнивать с некоторыми обителями в России и Беларуси. Утренняя служба начинается в шесть, но она обычно длится не более полутора часов (если служится Литургия, то 2–2,5 часа). Литургию, как правило, служат во вторник, четверг, субботу и, конечно же, в воскресенье. Вечерняя служба обычно короткая, чуть более получаса. Всенощное бдение в субботу вечером занимает два с половиной часа, но иногда, по усмотрению настоятеля, вместо него служится вечерня.
Монастырское питание произвело на меня самое благоприятное впечатление. Трапеза была организована по принципу «шведского стола»: на столах стояли кастрюли с провизией, и все накладывали столько провианта, сколько хотели, причём еда была очень вкусная. По крайней мере, так было в дни моего приезда; я не исключаю, что в остальные дни бывает по-другому.
Конечно, за всем этим благолепием и хорошей организацией стоит непрестанный труд насельников монастыря и помощь благотворителей, без которой монастырь сегодня обойтись не может.
Монастырь на западе Франции
Вечером я прогуливался по окрестностям обители святого Силуана. Свежий воздух, запах скошенной травы, стрекотание кузнечиков – даже не верилось, что я нахожусь не где-нибудь в Беларуси, а на западе Франции.
История монастыря связана с именем его нынешнего настоятеля, архимандрита Симеона (Коссека). Уроженец Бретани (провинции на северо-западе Франции), католический монах, принявший Православие, он начинал свое служение на приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (франкофонный приход Московского Патриархата в Париже). Вначале служил иподиаконом, затем диаконом, и наконец священником. Когда у отца Симеона появилось желание основать монастырь, он поехал за благословением в Англию, к архимандриту Софронию (Сахарову), в обитель святого Иоанна Предтечи в Эссексе.
– Что ж, попытайся, – сказал ему архимандрит Софроний. – Православный монастырь на Западе – это чудо.
Вернувшись в родные края, отец Симеон стал искать землю для обители. Ему удалось приобрести территорию старой фермы близ деревни Сен-Марс-де-Локене. Здания пришлось перестраивать, но со временем, благодаря кропотливому труду, на месте фермы появились собор, корпуса для насельников, трапезная, мастерские... Рассказывают, что бывший хозяин поместья, видя, как стараниями монахов и благотворителей его бывшее владение становится все краше, сердился, что не запросил более высокую цену.
Отец Симеон покинул Париж и переехал в созданную им обитель в августе 1990 года, вскоре после покупки имения. Приехал всего с двумя потенциальными насельниками – мужчиной и женщиной, планировавшими принять постриг. Правда, мужчина потом изменил своё решение, покинул монастырь и женился. Женщина – ныне монахиня Феодора – осталась.
Сейчас в монастыре десять монахинь, в их числе две затворницы. Они живут отдельно, но вблизи монастыря. Одна из них – мать Таисия (духовная дочь митрополита Сурожского Антония) – иногда приходит на монастырские трапезы, регулярно посещает праздничные и воскресные службы, включая вечерние богослужения. Вторая затворница – мать Мария – бывает только на праздничных и воскресных Литургиях и никогда не посещает общую трапезу. Остальные сёстры живут на территории монастыря и несут обычные послушания: работают в пошивочной мастерской, трапезной, изготавливают свечи, выращивают фрукты и овощи, делают варенье. Монастырское варенье пользуется большой славой: за ним приезжают жители окрестных деревень (и не только), причём люди едут целенаправленно, чтобы купить в монастырской лавке этот «сладкий» продукт.
Почти все монахини – француженки. Среди братии монастыря национальный состав более «пёстрый». Архимандрит Симеон и монах Силуан – французы. Монах Пахомий (он прожил в монастыре несколько лет, затем уехал на Афон) родился в Голландии, в семье эмигрантов из Суринама. Монах Амвросий – англичанин. Также в монастыре живут два послушника – Арсений и Василий. Сам монастырь находится сейчас в юрисдикции Константинопольского Патриархата (Экзархата Русской традиции).
Монах Амвросий: путь в монастырь
С отцом Амвросием (Бансом), насельником монастыря святого Силуана, мне было интересно пообщаться по нескольким причинам. Во-первых, он англичанин, а именно с Англией связаны несколько лет моей жизни, от которых у меня остались самые тёплые воспоминания. Во-вторых, монах Амвросий изначально был далёк от Православия и принадлежал Англиканской церкви. Он родился в 1958 году в Лондоне, закончил Лондонский университет, где изучал русский и немецкий языки, работал в типографии. Судьба, а, точнее, Промысл Божий привели его не только в Православную Церковь, но и в православный монастырь.
– В 1984 году в Англиканской церкви произошло событие, которое всколыхнуло многих верующих, – рассказал мне отец Амвросий. – Это было ещё до рукоположения женщин. Дело в том, что на управление Даремской епархией был поставлен человек крайне либеральных взглядов. Например, в одном из интервью он утверждал, что Христос не родился от Девы, что Он не воскрес из мертвых. Его назначение вызвало протесты среди верующих, но всё же рукоположение состоялось в Йоркском соборе. Спустя три дня в собор ударила молния и случился сильный пожар. Многие люди увидели в этом суд Божий над Англиканской церковью... Для меня же такая либеральная богословская позиция была категорически неприемлема.
Либерализация англиканства подтолкнула Роберта (это имя носил отец Амвросий до принятия монашества) к дальнейшим духовным поискам. Он не желал оставаться в церкви, где на высоком уровне проповедовались идеи, идущие вразрез с Библией. Взор Роберта обратился в сторону католицизма и Православия.
– Я колебался, – говорит отец Амвросий. – Как англичанин, я не люблю Католическую церковь. Для меня неприемлем институт папства, особенно в свете решений Первого Ватиканского собора о папской непогрешимости в вопросах веры и морали. Но у меня были сомнения и насчёт Православия: я думал, что это всё русское. Затем я познакомился с книгой «Православная Церковь» нынешнего митрополита Каллиста (Уэра). Прочитав этот труд, я сказал сам себе: «Хочу стать православным, даже если службы будут на албанском языке». Я пришёл в собор Успения Богородицы, где служил митрополит Сурожский Антоний, и в 1986 году был принят в Православную Церковь через миропомазание.
Уже в то время, по словам моего собеседника, у него появлялись мысли о принятии монашеского пострига. Мысли эти он отгонял, считая, что вначале нужно стать хорошим православным христианином. Тем не менее, Роберт стал посещать монастыри – Предтеченский в Эссексе, монастырь РПЦЗ в Бруквуде (оба – в Великобритании); также приезжал на Афон в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в греческие обители, в сербский и болгарский монастыри.
– Во время второго паломничества на Святую Гору я понял, что быть афонским монахом – это не для меня, – говорит отец Амвросий. – Вначале я планировал поселиться в монастыре в Эссексе. Но мне не очень нравились их службы. В будние дни там не было Литургий и вечерень, а только молитва Иисусова утром и вечером. Вот когда я побывал в монастыре святого Силуана, я понял, что мне здесь нравится. Служили на французском, но я учил французский в школе и, в отличие от многих своих земляков, не забыл этот язык. В 1999 году я стал послушником, спустя год был пострижен в рясофор, а в 2009 году – в малую схиму.
Сейчас отец Амвросий трудится в трапезной, прачечной, а также работает в библиотеке и с богослужебными текстами. Несёт послушание иподиакона. К слову, он один из немногих насельников, владеющих русским языком. Поэтому корреспонденция, приходящая в монастырь на русском, передаётся, как правило, монаху-англичанину, для разбора и последующих ответов.
***
Нельзя не заметить, что монастырь святого Силуана, где молятся Богу и трудятся люди разной судьбы, известен не только на западе Франции. Его миссионерская роль не сокрыта от окружающих: об обители знают местные жители; монастырь принимает паломников, среди которых есть и инославные. Службы на французском делают их понятными коренным жителям Франции; не удивительно, что желающие узнать Православие приезжают в монастырь у Сен-Марс-де-Локене.
Очень хочется верить, что об этой обители и всех входящих в неё усердно молятся многие святые, частицы мощей которых находятся в Церкви святого Силуана и расположенной в крипте Церкви Святой Троицы. Думается, что эти молитвы, соединённые с молитвами насельников монастыря, звучат у престола Божия как добрые ходатайства за французскую и многие другие земли нашего неспокойного и суетного мира.