Русское Движение

Расчленители. Часть II

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

3. Черный ящик Александра Храмова – аффекты и дефекты

Вот теперь, наконец, мы и подошли к пресловутой брошюре. Что же пишет в ней юное дарование Александр Храмов? Мало хорошего. Для удобства читателей разобью по пунктам свой анализ.

А.Ничего странного не вижу в том, что к брошюре взят убийственный эпиграф из сочинений Владимира Сорокина, стяжавшего себе славу литературного копрофага и лилипута, взбунтовавшегося от сознания собственного ничтожества против Гулливера – русской культуры, а потому старательно подгрызающего поджилки у нее на пятках. Этот эпиграф – квинтэссенция того мертвящего нигилизма, который составляет самую суть «творчества» сего эпигона навыворот:

 

«Что с Россией будет? – Будет ничего».

Не знаю, о чем думал Храмов, давая такой настрой читателям, но вообще-то после такого основной текст и читать-то не хочется. Зачем? Если Россию и впрямь ждет какая-то черная дыра, тотальная энтропия, то лучше, как говорят в народе, просто «усраться и не жить». Но, повторюсь, ничего странного в этом выборе я не вижу, ведь подобное тянется к подобному: рецептура храмовской брошюры – это и есть путь в черную дыру. Взять себе эпиграф из Сорокина – все равно что помазать собственные ворота дегтем или еще чем похуже: заходите, гости дорогие!

Б.Неудачный литературный ориентир вскоре дополняется неудачным ориентиром политическим. На вопрос «Кто такие русские национал-демократы? Кто вас поддерживает?» Храмов дает ответ: «Мы – молодое поколение неравнодушных людей, которое задалось простым вопросом: почему у русской нации нет того, что есть у остальных европейских народов?». И разъясняет: «Большинство из нас – студенты, аспиранты, офисные работники. Они же – наша целевая аудитория… всем им хочется западной свободы и европейского комфорта».

Ориентация на Европу как на общественный идеал: что может быть неудачнее и ошибочнее для рождающейся русской нации – сегодня, когда омерзительная суть европейской экзистенции стала, наконец, доступна русскому обозревателю не со страниц коммунистической «Правды», а непосредственно, на улицах и стогнах? За последние десять лет я уже около 40 раз побывал в основных европейских столицах. Мне этого хватило, чтобы полностью солидаризоваться с позицией Патрика Бьюкенена, Гийома Фая, Дэвида Дюка и многих других современных пророков западного общества (16), ушибленных очевидным фактом его безнадежной гибели. То, о чем сто лет назад предупреждал Освальд Шпенглер, сбылось с трагическим перехлестом, о чем свидетельствуют не только книги названных авторов, но, прежде всего, наши собственные глаза.

Вот только один факт. По расчетам ООН, европеоиды, составлявшие в середине ХХ века 30% населения земного шара, к середине XXI будут составлять всего 15%. Это стремительно вырождающаяся, дегенерирующая по всем направлениям общность (один из ярких симптомов – полное творческое бесплодие в культуре, начиная с 1960-х). И виновата в этом исключительно внутренняя порочность, дефективность современного европейского менталитета, испорченного той самой жаждой «свободы и комфорта», которою Храмов хвалится как доблестью.

Не знаю, частый ли гость в Европе наш автор, но его восхищение Западом я не могу трактовать иначе, как атавизм советского диссидента. Конкретно – Хомякова и/или Широпаева, от которых, как видно, Храмов этим и заразился: с кем поведешься, от того и наберешься. А то, может, он проехался по туристической визе, полюбовался красотами Парижа и Рима (красоты Лондона под большим вопросом, кроме Трафальгарской площади и района Вестминстера, а Берлин и вовсе архитектурная помойка и казарма). Что ж, свобода и комфорт со стороны выглядят привлекательно: быть гостем в Европе, бесспорно, очень хорошо, ведь она сегодня вся – для гостей, званых и незваных. Но… не для хозяев!

Лучше бы Храмов потеснее общался с французскими, английскими, немецкими, американскими интеллектуалами, как это делаю я и мои соратники Анатолий Иванов, Павел Тулаев, Владимир Авдеев и другие, – поменьше бы оставалось иллюзий. Глядишь, и понял бы, насколько глубоко и бесповоротно отравлено ядом разложения все внешнее европейское благополучие. Понял бы, что европейцы самоуничтожаются, продав свое первородство за чечевичную похлебку – сиречь свой расовый приоритет за пошлый ком-форт и свободу… деструктивного, асоциального индивидуализма. И не стал бы нам, и без того несчастливым нынче, прочить такое будущее.

Само собой, я отношу лишь к младенческому состоянию ума автора брошюры его убеждение, что «русские – это такой же европейский народ, как и все остальные. Мы не больше отличаемся от поляков и французов, чем они отличаются друг от друга». Но достаточно просто поставить рядом Нотр Дам де Пари и киевский (новгородский) собор Святой Софии или храм Василия Блаженного, чтобы идиотизм данной максимы стал очевиден даже слепому. Не развиваю данный сюжет, надеясь вернуться к нему в отдельном тексте.

В.Философская и методологическая основа брошюры Храмова также гнилая. Она стоит на ненадежном фундаменте ложных терминов и понятий, позаимствованных у за-падных обществоведов.

К примеру, на вопрос: «Что такое национальное государство?» – он отвечает прямо по Геллнеру и его единомышленникам: «Совпадение нации и государства – базовый принцип цивилизованного мира. Национальное государство – это государство, которому соответствует только одна нация, поэтому быть гражданином национального государства – это значит быть членом нации».

Иными словами, он определяет нацию через гражданство, как совокупность граж-дан; и это – биолог! Кроме всего прочего, он впадает в порочный круг, определяя граж-данство через нацию, а нацию тут же, с места не сходя, – через гражданство. Что творится в голове у юного дарования! Впрочем, он этого даже не замечает.

Мною было потрачено много сил и времени на выяснение вопроса о природе этно-са, нации и национального государства. Чтобы не повторяться, просто отсылаю читателя к своим текстам (17). Здесь только скажу, что мы с Храмовым находимся в параллельных мирах и шанса пересечься и заговорить на одном языке у нас нет. Я глубоко убежден при этом, что его мир – фантомен, фиктивен и потому дефективен.

Но полемизировать с Храмовым по данному поводу бессмысленно, хотя бы потому, что это не его личная точка зрения. Просто он, как уже было отмечено вначале, начитался дутых авторитетов западной псевдонауки и перенял у них терминологию и аксиоматику, пропитался ими. Спорить надо не с ним, а с этими «хозяевами дискурса», что я и обещаю читателю в ближайшее время.

Храмов не раз попадает впросак, встав на зыбкую почву невразумительной западной социологии. К примеру, он с наивной доверчивостью транслирует:
«Национальное государство не делает различий между своими гражданами (хотя само гражданство получить бывает непросто), в том числе по этническому признаку. Напротив, всем гражданам оно предлагает только одну, общеобязательную модель поведения – принадлежность к единой нации, к ее ценностям и культуре. Например, быть гражданином Франции – значит быть французом, даже если твои предки жили в Венгрии (как у нынешнего президента Николя Саркози) или в Армении (как у бывшего французского премьер-министра Эдуарда Балладюра). Если же ты хочешь оставаться венгром – переезжай в Венгрию и говори там по-венгерски, хочешь носить хиджаб – уезжай в Алжир. В национальном государстве все граждане равны…».

Но уродливость французской концепции нации настолько очевидно проявляется в жизни, что только совсем не дружащий с головой человек станет рекомендовать ее в качестве примера для других. И тот плачевный и постыдный факт, что на французский престол сел ныне – впервые в истории! – еврей, да еще венгерский, кричит об этом, может быть, громче всего. Национальным французское государство (как и США) является разве только в умах горе-теоретиков. А вот попробовал бы Храмов публично проповедовать данный абзац в подлинно национальном государстве Израиль! (Можете себе представить, чтобы президентом Израиля стал бы нееврей или хотя бы полукровка?!) Его в лучшем случае бы высмеяли, в худшем – закидали камнями.

Храмов продолжает: «Национальное государство, именно в силу того, что оно национальное, вправе потребовать входной билет, исходя из соображений национальной солидарности и ценностей национальной культуры. Если ты этнический немец или еврей – ты получишь гражданство Германии или Израиля».

Но надо же ясно понимать: быть этническим евреем или немцем – это одно, а исповедовать национальную солидарность или ценности культуры – это совсем другое: объективное vs субъективное. Храмов этого показательно не понимает.

И так далее.
Г.Противоречивость и алогичность – вообще характерная черта Храмова. Так, он вроде бы критикует известного вельможного русофоба Валерия Тишкова, по недоразумению возглавляющего Институт этнологии и антропологии РАН, за неуемную пропаганду концепции «российской нации», каковая, по словам Храмова, «придумана исключительно для того, чтобы не допустить разговора о правах подлинной, русской нации».

Но чем он обосновывает свою критику? Да только «наличием в составе РФ нацио-нальных республик – Татарстана, Бурятии, Ингушетии и других (всего 21)». Словно бы стоит только упразднить национально-территориальные образования в составе России – и не станет никаких препятствий для возникновения пресловутой единой «российской нации». Или сделать еще проще: переименовать татар, башкир, ингушей в русских и полу-чить в итоге «русскую нацию» – для аналогии Храмов приводит румын и итальянцев, чье самоназвание игнорирует инкорпорированные этнические меньшинства (18). А Тишков и с ним президент Медведев, стало быть, всего лишь забегают вперед, будучи правы по сути, поскольку на самом деле никакой «подлинной русской нации» нет и быть не может. Вот ужо дайте только упразднить национальные республики да назвать наше общее гражданство не «российским», а «русским» – и все граждане сразу станут русскими, и будет у нас отличная русская нация, не хуже румынской или итальянской…

Бред? О, да! Еще какой!

Или вот еще противоречие. Храмов утверждает, не утруждая себя доказательствами: «Современная нация строится вокруг литературного языка, индивидуального самосознания, капиталистических отношений и народного представительства, а не вокруг пещеры, в которой спаривались наши гипотетические предки из числа древних и давно исчезнувших племен».

Таким образом, важнейший для любого этноса (и нации как особой фазы этнического развития в том числе) признак биологической общности происхождения Храмовым отметается с порога. Но тут же он примечает: «Любая нация строится вокруг этнокультурного ядра, поэтому границы любого национального государства четко обозначены и не могут расширяться бесконечно. Германия не может перенести границу на Восток, потому что там живут поляки, и не может перенести границу на Запад, потому что там живут французы».

Где же логика? Ведь по Храмову выходит, что достаточно включить поляков или французов в состав Германии (т.е. именно «перенести границу»), дать им германское гражданство да научить немецкому языку – так они сразу же и станут немцами! Чего проще!
Вот на таких примерах как раз и видна вся фальшивость концепции нации как согражданства. Ты хоть какое полякам и французам гражданство дай, а немцами они не станут: происхождение не то, биология не та, генетика (19). Как не стали немцами чехи, много веков проведшие под немецким владычеством, имевшие немецкое (австрийское) гражданство и еще сто лет назад говорившие понемецки больше и лучше, чем по-чешски.

Недаром даже название одной и той же территории варьирует в зависимости от того, кто его произносит, немец или француз: Эльзас или Лотарингия. И, хотя гражданство населяющих эту область людей менялось не один раз, немцы оставались немцами, а французы – французами.

Для того, чтобы поляка или француза превратить в немца, как это было сделано со многими славянскими племенами, начиная с пруссов, их надо ассимилировать биологически, растворить в немецкой генетике, а вовсе не поменять им гражданство.

Этническое единство первично по отношению к языковому и культурному и не зависит от территориальности, экономических связей или подданства.
Азбука… Но Храмов ее не проходил.

Энциклопедия ошибок

Можно долго было бы перечислять нелепости и противоречия храмовского текста, но достаточно будет остановиться на одном, «коронном». Храмов пишет, солидно до невозможности, просто непререкаемо:
«Принадлежность к русской нации определяется (1) происхождением (подавляю-щее число русских – потомки славянского населения Восточно-Европейской равнины и всех, кого оно ассимилировало), (2) самоидентификацией (кто-то, имея одну польскую бабушку, будет считать себя поляком, кто-то, имея одну русскую бабушку, будет считать себя русским), (3) знанием русского языка и культуры (в том виде, как они были вырабо-таны в XIX-XX в.), (4) лояльностью институтам русского национального государства и на-личием его гражданства.
Примерно такие же критерии работают и в отношении любой другой современной нации. Все они действуют комплексно: ни один из них не является определяющим сам по себе, даже происхождение (потомок русских эмигрантов может принять французскую культуру, считать себя французом и быть им), а несоответствие какому-либо из этих критериев не всегда является непреодолимым препятствием для интеграции в нацию. Русские дворяне первой половины XIX века писали и говорили по-французски (выпадает критерий 3) (20),но связывали свою судьбу с русской нацией. Философ Федор Степун, этнический немец (выпадает критерий 1), был деятелем русской культуры и считал себя русским. Отказывать им в принадлежности к русской нации было бы абсурдно (21).
Пока у русских нет собственного государства, в определении того, кого считать русским, неизбежно будет преобладать этнокультурная составляющая, т.е. первые три критерия. Когда же оно будет создано, прибавится и гражданская составляющая (четвертый критерий): любой человек, имеющий гражданство русского государства, сможет причислять себя к русской нации».

Вот обрадовал, ей-ей! Не знаю, правда, кого больше: нерусских жителей России, вовсе не жаждущих записаться в русские, – или русских людей, которым до тошноты осточертело, когда всяческая нерусь бьет себя в грудь: «мы-де русские!» и берет на себя наглость вещать от имени русского народа. Да еще и диктовать нам, русским по всем корням, кого считать русскими, а кого нет.

Правда, доныне это чаще делалось на том основании, что имярек-де православный, а Храмов нам сулит еще и такое основание, как гражданство. Настойчиво пытаясь определить феномен (этнос) через эпифеномен, что невозможно по определению. И не понимая, что на территории России группа этнических русских, то есть русских по биологическому происхождению, в любом случае останется в составе какого угодно гражданства, а коли так – то она неизбежно потребует: 1) своего выделения по данному критерию и 2) самоопределения. И если при этом этноним «русские» эта группа сумеет сохранить для себя, то смириться с тем, что им пользуется еще кто-то иной, – не сможет никогда.

Покрывать одним этнонимом этнически разные группы – неприемлемо, это во-пиющее нарушение элементарной логики, недопустимое для научно мыслящего индиви-да. Равно как использование неформальных критериев при определении социальной группы (в данном случае народа).

Я столько лет, с 1995 года, бился, устно и письменно, против изложенной Храмовым точки зрения, что, право, намозолил себе язык и пальцы. Повторять все аргументы против я просто устал. Желающие могут найти всю историю вопроса и все нюансы темы в соответствующих источниках (22).

Могу сказать здесь лишь, что точка зрения русских националистов лежит в диапазоне между высказыванием русского историка и идеолога Виктора Острецова: «Русский – это прежде всего тот, кто рожден от русских папы и мамы, получил русское воспитание, причисляет себя к русскому народу и действует в его интересах» – и формулировкой автора этих строк, содержащейся в материале, озаглавленном «Credo»: «В идеале русский человек – это тот, кто имеет по всем линиям только русских предков во всех обозримых поколениях, для которого при этом родным языком является русский, родная культура представлена исключительно произведениями русской национальной традиции в литературе и искусстве, родной историей воспринимается исключительно история русского народа, а многочисленные враги русского народа оцениваются как личные враги».

Понятно, что идеал – он и есть идеал, абстракция, в жизни приходится иногда допускать от него небольшие отступления по отдельным критериям, но эталон при этом должен оставаться эталоном.

Столкновение позиций было выражено мною в статье «Национализм как он есть», опубликованной Виталием Третьяковым в журнале «Политический класс», где я писал:
«Национализм – любовь к своему народу. Но что такое “свой русский народ”, “русские” с точки зрения социологии? Сравним два варианта ответа.

Первый. Русские – это русские по крови, по происхождению (ответ этнических на-ционалистов).
Второй. Русские – это русские плюс разнообразные нерусские, но не скопом (например, все русские плюс все нганасаны и тофалары), а выборочно, то есть все русские плюс некоторые нганасаны и тофалары, обладающие “начатками русской культуры и считающие себя русскими” (ответ неэтнических националистов).

Таким образом, ворота в русский этнос открываются для всех желающих, этнос теряет свои этнические границы, а вместе с ними теряет и себя, так как по достижении некоей критической точки вполне может оказаться уже так, что “русские – это разнообразные нерусские (считающие себя русскими) плюс некоторые русские, подтвердившие свою русскую ментальность”. Как и перед кем придется русским подтверждать свою русскую ментальность? Запросто может получиться, что комиссия подберется сплошь из нерусских, но прошедших тест на цивилизационную русскость. И тогда “русский татарин”, “русский еврей”, “русский чеченец”, “русский украинец” и “русский армянин” будут сообща решать голосованием, достоин ли звания русского я, у которого все бабки и деды русского происхождения. Унизительный абсурд? Разумеется! Еще какой! Но ничем, кроме абсурда, неэтнический подход к этнич-ности и не может окончиться.

Сколько русских проживает в России? Каков их удельный вес? Мы не сможем ответить на эти простейшие вопросы, поскольку никогда не сумеем заглянуть в душу каждому тофалару или алеуту, или русскому, чтобы удостовериться в наличии “начатков русской культуры”. И в чем должны выражаться эти “начатки”? В любви к селедке и винегрету под водочку (эдак все алеуты русские)? В знании Пушкина и Даля (эдак мы и существенную часть урожденных русских отсеем)? Кто и как удостоверит наличие этих “начатков”? Кто и как будет определять и устанавливать такую принадлежность? Кто подтвердит, что данный чеченец – на самом деле уже русский, а его брат – пока еще нет? Экзаменационная комиссия, особый комитет, паспортистка в милиции или некое доверенное лицо? Как будет доказываться и чем будет подтверждаться эта принадлежность? Письменным заявлением? Аттестатом? Справкой из ДЭЗа? О, идиотизм неизреченный, злостный!».
Позднее критику неэтнического национализма, которому с юношеским максима-лизмом предался Храмов, я продолжил, критически анализируя коллективный труд «Русская доктрина» (см. в моей книге «Уклоны, загибы и задвиги в Русском движении», приглашаю читателя ознакомиться с нею). Процитирую только один фрагмент:
«Дают вам шкатулку с секретом, сверху надпись: “Русский Народ”. Открываете – а там Махнач и Фролов, Леонтьев и Малер, Хазанов и Жванецкий, Жириновский и Явлинский, Чубайс и Гайдар, Хакамада и Елена Ханга, и Минтимер Шаймиев, и Рамзан Кадыров и прочие, и прочие, и прочие в том же духе. И все кричат, пищат: “Мы русские! Мы за Россию! Люби нас! Принимай в свой дом! Защищай! Угощай!”. Дурдом? О, да! Нормальным людям это видно сразу, но авторы РД не видят того в упор.

Я люблю свой русский народ и мне совсем не все равно, русский ли он на самом деле или мне подсовывают вместо него суррогат, подделку, слепленную из иного этниче-ского материала, которую я любить не хочу. Как я могу по-родственному любить то, что мне не родное? Русским ведь нельзя стать, им можно только родиться».

Не правда ли, кстати?

Что же до лично Храмова, то после таких его формулировочек возникает лишь естественное желание поинтересоваться этническим происхождением его собственных бабушек и дедушек, поскольку глубокие сомнения в их русскости возникают по ходу чтения сами собой.

Какова же общая оценка брошюры Храмова о русской национал-демократии?
Перед нами – энциклопедия образцовой беспардонной бредятины на тему русского национализма, словно специально подобранная на задворках мировой и отечественной общественной мысли. И с чудовищным апломбом выдаваемая за последнее слово русской националистической теории.

Федерализм? Нет, национал-анархизм!

Вот мы и дошли до темы федерализма. Каким должно быть Русское национальное государство: унитарным, как думаю я и мои единомышленники, или федеративным, как полагает юный Александр Храмов (его учителя, Хомяков с Широпаевым, предпочли бы, конечно, сразу конфедерацию, но она и так будет неизбежным последствием федератив-ности, только чуть позже)?
Храмов пытается опорочить унитарное устройство и возвеличить федеративное, но делает это бесконечно неубедительно. Пройдемся по его аргументам.

style="text-align: center;"

А.Свою атаку против централизованного государства Храмов начинает с уверения: «Управлять территориями от Калининграда до Владивостока из единого центра – это утопия». Он никак не объясняет свой тезис, просто ссылается на опыт Австралии и Кана-ды, которые, якобы, «сопоставимы с Россией по расстояниям» (о том, что они не сопос-тавимы ни по количеству и качеству населения, ни по принципам экономики и политики, ни по истории, менталитету и традициям, он умалчивает).

Надо ли напоминать, что в течение семидесяти советских, особенно сталинских, лет управляемость всего огромного СССР (куда больше нынешней кургузой России) была на порядки выше, чем в любой другой стране мира, мобилизационные возможности на-шей страны были вне всяких сравнений по любым критериям? Для Сталина, Хрущева, Брежнева и даже Горбачева управление «территориями от Калининграда до Владивосто-ка из единого центра» – это была вовсе не утопия, а самая что ни на есть повседневная реальность. И страна при этом росла богатырским ростом. И росла бы и дальше, если бы Брежнев не проспал этот рост, а Горбачев вначале не злоупотребил, глупо и нагло, этой управляемостью, а потом собственными руками не разрушил ее гениальный механизм – партократию. После чего все как раз и рухнуло и вообще перестало управляться. Как из центра, так и на местах.

«Унитарное государство годится для Эстонии или Чехии (но даже Франция для него уже великовата), но не для таких крупных пространств», – пишет юное дарование. Пусть бы он рассказал это нынешним весьма централизованным китайцам (23), сравнение с которыми для нас куда актуальнее, нежели с Австралией и Канадой.

Но еще и еще раз подчеркну: для того, чтобы эффективно управлять такой огромной территорией, нужна особая система управления. Нужен особый – гибкий, всепроникающий, безотказный – механизм, который один только в состоянии поставить под контроль бюрократию, олигархию и региональных бонз, наполнить бюджет и фонды, наладить более-менее справедливое распределение общественных богатств, спланировать развитие нации и страны. А именно: партократия (24). Что мы и видим в том же Китае.

В наших условиях, попросту говоря, нужна власть всероссийской Русской Партии, как бы она ни называлась. Но это Храмову в голову не приходит, да и придти, видимо, не может.

Б.Храмов продолжает атаку:
«Сейчас в составе Российской Федерации насчитывается 83 субъекта, за вычетом национальных республик – 62. Это умышленно избыточное число: маленькими регионами легче командовать из Москвы.
В русском государстве – путем объединения ряда существующих российских ре-гионов будет создан ряд более крупных русских федеральных зе-мель/штатов/республик (назвать можно как угодно). Едва ли их число превысит два десятка. Границы, порядок и цели объединения должно определить само население путем референдумов (необходимо учитывать мнение не только населения областей и краев в целом, но и населения отдельных районов)».

Здесь мы имеем, по уже ставшей привычной храмовской схеме, верную посылку и неверный вывод.
Безусловно, маленькими регионами управлять из центра легче: проще управиться со ста баронами, чем с двумя десятками герцогов. Но ведь это и хорошо! В этом – благо для страны в целом (последний яркий пример, демонстрирующий сказанное, – расправа кардиналов Ришелье и Мазарини с фрондой, истерзавшей, обескровившей и разорившей Францию за полвека феодального своеволия, игры алчности и честолюбий баронов, герцогов и даже принцев крови; величие этой страны, наставшее в результате укрощения фрондеров – сравним их с региональными элитами России – хороший аргумент против храмовских идеек (25)).

Вовсе не укрупнять (ничего хорошего из создания семи округов в России, кстати, не произошло), а напротив, разукрупнять такие регионы, как Якутия, Башкирия и Татарстан, предстоит русскому правительству, преследующему национальный русский интерес.

Храмов же предлагает все строго наоборот, как, кстати, и Юргенс с Медведевым, чтобы максимально затруднить единое управление. Враги народа, включая названных, должны быть ему весьма благодарны за такие рекомендации. Уже сейчас наши мобили-зационные возможности вполне ничтожны по сравнению с тем, что было хотя бы четверть века назад. Но им этого мало, они требуют от послушного российского правительства – добить всякую управляемость нашей страной. Ну, и Храмов им подпевает дискантом – куда конь с копытом, туда и рак с клешней.

В.Храмов дает конкретные рекомендации по обеспечению своеволия регионов.
В частности, пишет умилительнейшую чепуху: «Русские регионы смогут соревноваться между собой и в защите русских за границами русского государства: кто создаст более благоприятные условия для репатриации этнических русских, кто больше вложится в русские национально-культурные объединения».

Пройдя губернаторские выборы от звонка до звонка, я прекрасно представляю себе, что выскажет местный электорат тому кандидату, который пообещает из местного бюджета выделять средства куда-то вовне, вместо того, чтобы тратить на тот самый электорат! До финиша такой кандидат не дотянет – это сто процентов. А если на это пойдет действующий губернатор – не видать ему второго срока. Степень общерусской солидарности в провинции наш юноша явно преувеличивает. Лавры Манилова, как видно, спать Храмову не дают … (26)

Он, однако, продолжает мечтать, да еще как изысканно: «Возможно, в русском государстве будут более консервативные и более либеральные земли: где-то будут запрещены аборты, а где-то разрешены однополые браки. Желающие смогут перебраться в тот регион, законы которого им по душе». Интересно, где же обнаружится наш мечтатель сам в этом случае? И какая из русских областей в итоге окажется в роли заказника гомосексуалистов того или иного пола? Что-то я не припомню, чтобы еще кто-либо из русских националистов когда-либо выражал подобные чаяния (27). Вот оказия! С чего бы? Только тогда уж, надо полагать, такой союз земель быстренько заслужит в народе прозвание «Педерации». Или, с учетом неуемного стремления в Европу, – «Педерляндии».

Российским региональным ослам Храмов предлагает – и это мудро с его стороны – морковку: бюджетную автономию. Чтобы регионы сами распоряжались своими доходами: «Там, где деньги зарабатываются, они должны и тратиться (исключение составляют расходы на общенациональные нужды, такие, как оборона)». Лакомо! Особенно для местных баронов и герцогов, которые получат вожделенную возможность дербанить то, что сегодня отнимает центр на общие нужды.

Надо ли объяснять, что из этого выйдет? Вместо укрепления единства русского народа за счет совместного потребления всеми русскими во всей России доходов от российских недр (рассредоточенных по всей территории крайне неравномерно) или предприятий, строившихся в отдельных регионах за общенациональный счет при Советской власти (как тот же КАМАЗ), произойдет стремительная имущественная поляризация регионов, которая повлечет за собой буквально переселение народов и, как следствие, перенаселение одних и запустение других областей. Это в первом приближении, не говоря о многом прочем негативе.

Храмов даже наглядно показывает, как это будет:
«Татарстану была предоставлена значительная автономия и право распоряжаться доходами от добываемой на территории республики нефти. Сибиряки надеются, что, став отдельной “национальностью”, они смогут добиться чего-то подобного. Выход тут только один – предоставить жителям Сибири автономию в статусе русских федеральных земель, что и предлагают национал-демократы. Русское национальное государство – это то государство, в котором русские смогут реализовывать свои права на самоуправление и достойную жизнь, не записываясь при этом в татар, сибиряков или чеченцев».

В переводе на русский язык это означает, что без сибирских богатств сразу останутся все остальные, несибирские, русские. Спасибо! И за это погиб Ермак? И о таком «приращении России Сибирью» мечтал Ломоносов? Без чеченской и ингушской нефти мы все и так уже остались: с 1991 г. они не дали ни копейки в российский бюджет. Да и Татарстан явно не помнит, на чьи денежки КАМАЗ строился. Только Сибири в этом ряду нам не хватало. Но дай храмовым волю – и с Сибирью будет то же…

Храмов грозится: «Русская национально-демократическая революция сокрушит грабительскую российскую вертикаль власти. Русское национальное государство будет строиться как федерация русских земель, связанных отношениями партнерства, равноправия и справедливости». Примерный идеализм, хоть на выставку!
Но мы будем надеяться, что вертикаль власти устоит, иначе никакого партнерства, равноправия и справедливости (в наших условиях они могут быть только вынужденными, как показано выше) не будет и в помине, а будет просто хаос и крах всей экономики.

Г.Иногда рецепты Храмова скрыто комичны по своей сути, чего автор не замечает. Он, например, пишет:
«Нужен не перенос столицы, а децентрализация и передача полномочий в регионы. Центром притяжения для всей страны не должен быть один-единственный город со столичными функциями, который высасывает из страны финансовые и человеческие ресурсы. Если такая столица-пылесос будет расположена не Москве, а, например, в Новосибирске, ситуация не улучшится. Нужен не один, а 15-20 (по числу русских федеральных земель) центров притяжения и развития».

Вместо одного пылесоса будет двадцать! Класс! Вот-то пылесосное сословие возликует!
Но ликовать придется недолго, поскольку единое государство в этих условиях быстро развалится, не имея возможности содержать общероссийские институты, армию и флот в том числе. А уж тут к нам явятся такие новые хозяева, что пылесосы быстренько перейдут из русских рук – в совсем другие. Собственно, Медведев этим уже озаботился, когда провозгласил уход государства из крупных предприятий и добывающих отраслей (нет сомнений, что акции, принадлежащие сегодня России, перейдут в руки заморских покупателей). Но, конечно, с отдельными «самостоятельными» регионами проделать эту операцию будет еще проще.

Комедия Храмова сильно отдает трагедией, не правда ли?

Д.Вновь, в который раз, отмечаю странное устройство черного ящика (сиречь, мозга) Храмова: из верной посылки делается неверный вывод.
Вот он пишет, совершенно справедливо: «Российская Федерация, правопреемница СССР, унаследовала от него систему ассиметричного (по отношению к русским) федерализма. Разумеется, русская демократическая революция покончит с этой ситуацией».
Все так, готов подписаться!

Но как Храмов предлагает покончить с противоестественным положением? Да только так, что эта противоестественность возводится в энную степень. Вы думаете, он предлагает отменить вообще ненужный русским принцип федерализма вкупе с национально-территориальными образованиями? Как бы не так! Пожалте:
«Каждая федеральная земля, образованная из существующих ныне краев и об-ластей (их в составе РФ 63), будет наделена русским национальным статусом и войдет в состав русского государства как его неотъемлемая часть. Фактически это и будут те рус-ские республики, которых советская и российская власть так и не дали русским».

Шестьдесят три (!) русских государства вместо одного! Да о таком и Гитлер не смел мечтать, хотя нечто подобное и пропагандировали его лучшие министры!

* * *

Удивительно, как начав с сетования на трудности управления такой большой страной Россией, Храмов пришел к последовательному изложению мер, непременно сделающих это управление уже совершенно невозможным в принципе!
Иными словами, перед нами никакой не федерализм, а чистейшей воды анархизм.
В полном соответствии с внутренней логикой дискурса.
Что и требовалось доказать.

О русском сепаратизме

У того учения, которое РГС распространяет под видом национал-демократии, есть (помимо национал-анархизма) вполне устоявшееся наименование: русский сепаратизм. Храмов – не один в поле воин и даже не зачинатель, и не корифей (пока) движения русских сепаратистов, украшенного именами Петра Хомякова, Алексея Широпаева, Ильи Лазаренко, Вадима Штепы и др.

Интересующихся отсылаю к замечательной и неизменно актуальной статье Андрея Борцова «Русский сепаратизм» http://warrax.net/89/separatism.html, детально раскрывающей всю суть и подноготную этого движения. А чтобы проиллюстрировать сказанное, даю подборку фактов из названной статьи, ярко рисующих в целом то направление, к которому примкнули РГС и Александр Храмов лично. И куда они своими силенками пытаются контрабандно подтянуть национал-демократию.

Если вас, читатель, стошнит, – виноват не я, а Храмов и К?; если не стошнит – виноваты вы сами.

«В Петербурге существует движение “Ингермландия”, выступающее за независи-мость города. Отрывок из декларации: “Мы объявляем о начале строительства нового общества, основанного на принципах Декларации прав человека и свободной экономики. Мы призываем всех, кто неравнодушен к судьбе Санкт-Петербурга и области, к судьбе своих детей и внуков, всех, кто разделяет наши взгляды, присоединяться к нашей созида-тельной деятельности. Работа предстоит большая и тяжелая, но время выбрало нас. Вместе – победим! Да здравствует вольный Санкт-Петербург! Да здравствует независимая Ингерманландия! За вашу и нашу свободу!”

Выглядит, конечно, смешно. Однако в свое время так же смешно, дико и нелепо выглядела возможность отделения от России Украины и Белоруссии.
Вот еще лозунги сепаратистов, так сказать, с других мест: “Koenigsberg – вместо Калининграда! Tilsit – вместо Советска! Rauschen – вместо Светлогорска! Демократия – вместо сатрапии! Буржуазные Ценности – вместо ордынского “Третьего Пути”! ЕС – вместо СНГ!»…

Еще объединение сепаратистов: “Сообщество создано с целью популяризации сепаратистских устремлений среди граждан Кенигсбергской Губернии. Начинать демонтаж Эрефии – удобнее всего именно отсюда. Freies Ostpreussen – Свободная Восточная Пруссия”.
В Калининграде существует даже некая “Балтийская республиканская партия”, вы-ступающая за отделение от РФ.

Существует проект создания некоей “Казачьей республики”:
“27 августа 2005 года в городе Челябинске сформирован Организационный коми-тет по созданию и государственной регистрации Федеральной Казацкой Национально-Культурной Автономии (ФКНКА). Оргкомитет возглавил атаман Исетского казацкого войска М.Н. Лонщаков. Статус этнической общности и организационная структура национально-культурных автономий в сочетании с законодательством о реабилитации репрес-сированных народов позволит казакам получить доступ к бюджетам всех уровней и неза-висимость от местных и московских чиновников.
И если в обозримом будущем Россия останется Федерацией, то казацкий народ обязан добиться признания своего законного права на национальное самоопределение сначала – в рамках реального казацкого местного самоуправления в местах их (казаков) традиционного компактного проживания, а в перспективе – восстановив, как минимум, ка-зацкую национально- территориальную автономию, либо образовав в установленном за-коном порядке самостоятельный субъект Федерации – казачью республику”.

Я, между прочим, сам казак по происхождению (Хоперский округ), и прекрасно знаю, что казаки всегда отделяли себя от “мужиков” (обычных крестьян) на бытовом уровне, но при этом никогда не отделяли себя от русского народа в целом. А тут, отказывается, “этническая общность” появилась.

А вот лидер хит-парада: манифест “Свободная Тверь”:
“Древняя история нашего города неразрывно связана с доблестным сопротивле-нием, которое он долгое время оказывал москальским захватчикам.
...Огнем и железом была создана русская народность, предназначенная удерживать людей в подчинении москальского престола. ...
И вот уже Тверь (точнее – Тверской одномандатный округ №173) представляет в Государственной думе москаль из Академии МВД Владимир Васильев, причастный к жестокому уничтожению чеченских юношей и девушек вместе с заложниками в “Норд-осте”...
Довольно! Мы – не русские! Мы – тверичи – русского и украинского, татарского и башкирского, карельского, конголезского и сирийского происхождения. Мы не против жить в союзе с соседями, но хотим свободно договариваться об условиях этого союза, а не принимать диктат державного центра.
Программа-минимум: восстановление права Тверской области на избрание губер-натора – из числа тверичей, а не заезжих варягов; повышение федерального статуса об-ласти до того, каким располагают республики в составе РФ.
Программа-максимум: выход Тверского края из сформированной насильственным образом Российской Федерации и создание нового, равноправного и свободного союза с теми регионами, которые этого пожелают.
Нет – империи! Даешь соединенные штаты России!”

Кстати, о Соединенных Штатах. Сепаратисты договариваются до призывов НАТО в Россию:
“...родственников среди номенклатуры у нас нет, т.е. в корпосистему мы не входим, а поскольку держателем жизненного пространства является именно она (достаточно сравнить уровень жизни любого из моих читателей – и уровень жизни обитателя “рублевки”) – то мы, получается, самые натуральные голодранцы. Оффшорные нищеброды без кавычек.
Но тогда, следуя элементарной бытовой логике и здоровым принципам этноэгоцентризма (коллективного этнического эгоизма), мы должны кооперироваться не с режимом, а с его врагами. Любыми врагами. Американцам нужны ресурсы России? Отлично, они все равно не наши. Авось чего и нам перепадет. Да и в конце концов, надо же крем-линов проучить! Месть – это святое.
Официально заявляю – в случае любого конфликта путинского жиртреста и стран НАТО считайте меня патриотом НАТО. Воевать не пойду, но чем могу, помогу белому брату.
Слава Бушу! Слава США! Слава НАТО!”

Обратите внимание на ход мысли. Для удобства распишу по пунктам.
1. Сепаратисты не входят в число богатого населения РФ.
2. Соответственно – не получают доли от распродажи России, а очень хочется.
3. И виновата в этом нынешняя власть. Nota bene: обвинение идет не в продаже Родины, а именно в том, что “с нами не делятся”.
4. Декларирована готовность к предательству (ресурсы-то все же страны, а не правительства) с мотивациями “авось поделятся из милости” и “главное – чтобы правительству хуже было, а что будет с народом – без разницы”.
“Говнорашка это наш прямой и явный враг, а вот НАТО – потенциальный освободитель… Будем надеяться, что НАТО поможет нам уничтожить антирусскую Говнорашку”».

Без комментариев. За одним исключением: заметил ли читатель какую-либо принципиальную разницу между тем, что изложено в этом обзоре, и тем, что пропагандирует Храмов? Я – нет.

 

4. Законы, которые полезно знать

В завершение расскажу о трех законах, которые мне удалось извлечь из изучения истории разных стран и народов по данному поводу. Это Первый и Второй законы элит и Закон о благе и зле федерализма.

Первый из них наиболее выпукло можно продемонстрировать на примере Латинской Америки (хотя он одинаково хорошо просматривается и на других многочисленных примерах, вплоть до распада СССР). Второй – на примере обеих Америк. А третий – на примере Древней Руси, поскольку это ближе нам и очень ярко и убедительно по сути (хотя, опять-таки, примеров очень много, включая вышеупомянутую фронду XVII века – попытку установить «французскую федерацию регионов»).

То и другое позволит показать абсолютную оторванность храмовских построений от реальной земной почвы.

Первый закон элит

Некогда Центральная и Южная Америка в целом подразделялись на две большие части: одна представляла собой колонию Испании, другая – Португалии.

Триста лет Испания и Португалия полновластно владели этими землями. Испанцы и португальцы – близкородственные этносы, понимающие друг друга почти без переводчика (28). В расовом отношении они практически неотличимы. Сходно у них, католиков, и отношение к миру, и модель поведения. В отличие от англо-саксов, они, сами будучи микстом, активно смешивались как с рабами африканского происхождения, завозимыми для обработки плантаций, так и с местными индейскими племенами, также в большинстве своем порабощенными. Метисы и мулаты, в свою очередь активно мешались между собой и т.д.

В итоге такого трехсотлетнего всесмешения во всем указанном регионе сложился более-менее цельный микст, создалась вторичная раса с единым национальным само-сознанием («мы – нация метисов», – говорят латиносы), единой религией (все ревност-ные католики), более-менее единым романским языком (главным образом, испанским) и единой культурой, единым национальным характером, единым типом хозяйства, установ-ленным метрополией.


В 1810 году в этих колониях вспыхнула война за независимость. Когда власть метрополий, Испании и Португалии, на всем огромном пространстве полутора континентов рухнула, ничто, на первый взгляд, не мешало созданию двух мощных супердержав в границах, соответствующих двум бывшим имперским владениям. Ведь ничто, кроме условных административных границ провинций, не разделяло этих людей, одинаково мыслящих, говорящих и поступающих, живущих в одинаковых условиях и по одним стандартам, исповедующих одну религию, ведущих единый тип хозяйства и даже использующих для себя один общий этноним (29). Они, казалось, просто обречены были на полное государственно-политическое единство, а как же иначе!

Однако никаких сверхдержав, вопреки всем самым благоприятнейшиым условиям, не получилось. Границы провинций, еще вчера ровным счетом ничего не значащие и никого никак в действительности не разделяющие, границы условные и фантомные, выдуманные колонизаторами лишь для удобства управления, внезапно оказались непреодолимыми, несокрушимыми.

Сегодня на этой территории расположены не две великие страны, как можно было ожидать, а более тридцати: Антигуа и Барбуда, Багамы, Бардбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гренада, Гондурас, Доминика, Доминикан-ская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китч и Невис, Сент Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка… Уф!... Большая часть из них невелики по размерам (кроме Аргентины и Бразилии) и являются суверенными только по документам, находясь в полной зависимости от более развитых стран мира.

Самое интересное, что все эти страны по-прежнему, как двести лет назад, населены более-менее единым этническим составом, говорящим на более-менее едином языке и обладающим более-менее единым менталитетом. Но они имеют самые разные режимы и, соответственно, гражданство. И никакого движения к объединению, слиянию на базе этнического, культурно-языкового, религиозного, хозяйственного, территориального и ис-торического единства они не проявляют даже в зародыше. Не сливаются, несмотря на очевидную однородность, – и все тут!

Это кажется противоестественным и противоречащим интересам населения этих стран, но факт налицо.

Спрашивается, как и почему, в то время, как в Северной Америке разные штаты сложились в единую великую страну, в Южной – огромные и еще вчера единые колонии вдруг разделилась на самостоятельные государства?

Движение за независимость берет свое начало в 1810 году, и состояние границ между провинциями именно на этот год стало статусом кво по умолчанию. Вот так и по-лучило в один момент признание суверенитетов все это множество новых стран, еще вчера бывшее единой колонией Испании или Португалии и населенное более-менее од-нородной во всех отношениях этнической смесью.

На короткое время Симону Боливару удалось создать Великую Колумбию на осно-ве бывших испанских земель. А на основе португальских, также временно, сложились Объединенные провинции Рио-де-ла-Платы. Казалось бы, как хорошо! Но они просуще-ствовали совсем недолго и развалились в первом случае на Венесуэлу, Колумбию, Эква-дор, а во втором на Аргентину, Уругвай, Парагвай, Боливию. Особо должен подчеркнуть, что Венесуэла и Эквадор оторвались от Великой Колумбии, а Уругвай и Парагвай – от Объединенных провинций не просто так, за спасибо, а через кровопролитные, подлинно братоубийственные войны.

Почему?!

Потому что ни расово-этническая, ни географическая, ни историческая, ни эконо-мическая и вообще никакая иная общность не способна противодействовать Первому за-кону элит. О котором, увы, ни Храмов, ни его учителя и единомышленники не имеют, как видно, ни малейшего представления.
Этот закон прост и гениален, ибо безотказно работает всегда и везде, никогда не давая сбоя и не зная исключений. Его сформулировал Гай Юлий Цезарь, и звучит он так: «Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме». Каждый, кто занимается управ-ленческой работой, знает этот закон, но не умом, а спинным мозгом, поскольку он – в крови администратора любого уровня.

Латиноамериканские провинции еще вчера были всего лишь административными единицами единой империи (Испанской или Португальской). Но добившись свободы, они не стали объединяться в единое государство именно потому, что сработал Первый закон элит. Вчерашние губернаторы при первой же возможности захотели стать президентами, королями, диктаторами и т.п. Потому что лучше быть полновластным владыкой в маленькой, нищей и зависимой стране, чем зависимым лицом в большой, сильной и великой державе. Их, по законам стайного существования (30), поддержало все ближайшее окружение, как военное, так и полицейское и административное, чтобы сохранить собственный высокий ранг.

Перед нами – зримая модель того, что немедленно будет с Россией, если дать веру и волю Храмову и его старшим и прочим товарищам. Первый закон элит тут же автоматически сработает с привычной неотвратимостью.

Нетрудно понять, что если рухнет или хотя бы существенно ослабнет власть центра, метрополии, Москвы, то границы русских областей, как это произошло в Латинской Америке двести лет назад, мгновенно станут непреодолимы и несокрушимы, как бы ни были нелепы и несправедливы (например, в Татарстане, Башкирии, Якутии, Адыгее). Именно так, как это произошло при развале СССР. Счастье, если останутся хотя бы прозрачны, в чем никакой уверенности нет.

Ничто не удержит единство нации и страны, как мы видим на примере Латинской Америки: ни этническое единство русских, ни общий язык, культура и религия, ни общая история, ни даже экономические выгоды и интересы, уповать на которые приучали нас марксисты. Большинство населения когда-то недаром проголосовало за сохранение СССР, понимая все пользы от этого, но голосование помогло, как мертвому припарки: республиканские элиты (российская в их числе) растоптали волю большинства и разо-рвали страну, не дрогнув.

Точно так же, не дрогнув, разорвут Россию элиты региональные. Федерация неза-медлительно превратится в конфедерацию, а та – в какой-нибудь «Союз независимых русских государств», в точности по модели распада СССР с последующим созданием СНГ. В каковом Союзе, однако, примут участие далеко не все «русские республики», часть из которых начнет территориальные, или ресурсные, или еще какие-то междоусобные войны, а часть из республик преобразуется в микромонархии или микродиктатуры (а кто помешает? кто проконтролирует? центра-то ведь нет или он слаб!) с правом вести международную политику, объявлять войну, печатать свои деньги, с монополией на внешнюю торговлю, со своей пограничной и таможенной службой и т.д.

Напомню, что в 1990-е годы Якутия, например, уже пыталась ввести свою таможню и визовый режим посещения, а многие прочие республики обзавелись своими конститу-циями и законами, без оглядки на центр, стремясь к полному суверенитету. К примеру, по татарским законам можно было стать гражданином Татарстана, не будучи гражданином России! И т.д. Только Путину удалось поставить зарвавшихся этнократов на место и при-вести к единому знаменателю все республиканские законы. Удалось во многом потому, что все республики инфильтрованы русскими, выполняющими де-факто роль главной скрепы страны.

Но если с короткого кремлевского поводка сорвутся русские области, никакие пути-ны их удержать уже не смогут. Вы хотели бы, читатель, чтобы ваши дети гибли, к примеру, при отделении Ханты-Мансийского округа от Тюменской республики? Или за свободу Московской области от Москвы? Нет? Но ведь это будет, и вас не спросят!
Если бывший центр или какие-либо союзные структуры попытаются удержать «руспублики» силой в новом, чисто русском СНГ, опять же начнется война за право выйти из Союза. Как воевали Венесуэла и Эквадор (точнее, их властные элиты) за то, чтобы не остаться в Великой Колумбии.

Нетрудно предсказать роль в таком развитии событий заинтересованных держав: США, Западной Европы (в целом и по отдельности), Китая, Японии… Напомню, кстати, что на крохотных японских островах расселено 120 млн этнических японцев: ровно в четыре раза больше, чем российского населения на всем пространстве от Урала до острова Беринга (менее 30 млн). О населении Китая в этой связи лучше и не вспоминать. Ни Дальневосточная, ни Сибирская, ни Уральская республики, буде они возникнут, не смогут защитить свое достояние и своих людей, это более чем очевидно. И воевать, если что, за свои интересы мировые державы будут, конечно же, на территории уже разделенной, но еще не поделенной между ними России.

Надеяться, что «русские республики» сохранят хотя бы тень независимости от внешнего мира, – наивно, глупо и нелепо. Мне страшно даже мысленно заглядывать в ту пропасть, в которой мы обнаружим себя при таком развитии событий. Широпаевцы (и Храмов со своим РГС в том числе) хотят не переделать в единое Русское государство антирусскую Эрэфию, а уничтожить ее, разорвать на много маленьких стран, антирусская сущность которых от этого нисколько не изменится. Кто, кроме хищников и бандитов, захвативших сегодня власть в регионах, скажет им за это спасибо? Только еще большие хищники и бандиты – но уже международноого класса.

В тотальном проигрыше окажется в своей массе тот самый русский народ, о благе которого заботливо печется юный Храмов, желающий освободить русских от «грабительской российской вертикали власти».

Очередная утопия, как обычно, будет стоить нашим детям крови, и немалой. И тогда слова Егора Холмогорова о том, что «на осколках РФ состоится масштабный геноцид русских, – геноцид таких масштабов, которых история никогда не знала», могут обернуться зловещим пророчеством. Вот почему все разумные русские люди понимают: таких пропагандистов федерализма, как Хомяков, Широпаев, Храмов, надо не учить, лечить или перевоспитывать, а расстреливать на месте как врагов народа.

А Медведева, спросит любопытный читатель? Ну, про президента мы тут не говорим, ужо бог ему, убогому, судья. Однако зарубку на памятке о выборах поставим.

Закон о благе и зле федерализма

Что такое «федерализация» нашей страны, мог и должен бы понимать каждый русский человек на убедительном примере Древней Руси. Но мы об этом не задумываемся. А зря. Бросим быстрый взор на нашу историю, которая, похоже, никого ничему так и не научила.

Древняя Русь была вполне унитарным государством. Об этом позаботились Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, собравшие и державшие под своей властью летописные племена. Хотя сам момент призвания Рюрика пятью племенами – двумя славянскими и тремя финскими – есть, как раз, момент типичного федеративного объединения в соответствии с главным принципом федерации «ex pluribum unus» – «из многого единое». Но раз сложившись, это единство сомнению и разложению уже не подвергалось; Русь вплоть до Святослава, Владимира и Ярослава оставалсь унитарной.
Даже попытка древлян поднять бунт против Игоря не имела в виду отложения древлянского княжества от Киева: убив верховного властителя, древляне тут же попыта-лись не выйти из-под центральной княжеской власти, а женить своего местного князька Мала на овдовевшей Ольге, чтобы ему править всей Киевской Русью, как правил убитый князь. Но Ольга с это ролью отлично справилась сама. Жестоко и напоказ раздавив остатки древлянской «самостийности», она тем дала суровый урок всем прочим подвластным племенам. После чего немедленно отправилась в самый отдаленный и проблемный регион, на Новгородчину, где твердой рукой провела перераспределение и инвентаризацию земель и их налогообложение. Показала, кто в русском доме хозяин: никто и не пикнул. Ни о какой федерации в то время не могло быть и речи.

Именно унитарный, по большому счету, характер Киевской Руси (наличие васса-лов-посадников в крупных городах этому не противоречит) обеспечивал военную мощь и огромные мобилизационные возможности киевских князей. Они не раз сотрясали даже стены Цареграда-Константинополя, влоск разгромили Хазарский каганат, овладевали Херсонесом и владели Тмутороканью. О том, как резвились славяне и русы на византийских и болгарских землях есть леденящие кровь рассказы в писаниях Прокопия Кесарийского, Льва Диакона и других авторов. В 1076 г. Владимир Мономах совершил успешный поход против немецкого императора Генриха IV: русские войска с боями прошли Богемию и остановились только в Силезии. Не раз воевали Польшу. И т.п. Монархи ведущих европейских стран считали за честь породниться с Киевом.

Но скоро этому могуществу пришел конец – и именно потому, что киевские князья стали делить собственное государство на части, «федерализовать» его. Они делали это (как и Храмов собирается) из самых лучших побуждений: чтобы не обидеть никого из родных сыновей. Но последствия этих «благих» дел были ужасны для всей страны.

Смерть Святослава, оставившего трех сыновей на трех престолах, не привела к сепаратизму и распаду страны только потому, что сыновья быстро провели смертельную схватку за центральный престол, за Киев. Никто не хотел быть правителем второго сорта, питая надежду владеть всей Русью целиком. Братоубийственная война закончилась смертью двух старших братьев и вокняжением Владимира, который правил железной рукой и никакого сепаратизма не допустил, удержав унитарный характер правления.

Взятие Полоцка, в ходе которого самостоятельная, не от Рюрика, династия полоц-ких князей была зверски уничтожена (Владимир на глазах княжеской четы вначале изна-силовал их дочь Рогнеду, а потом убил их на глазах только что поруганной девушки), была показательной расправой над самой идеей сепаратизма.

Однако именно в это княжение первым в нашей истории знамя русского сепара-тизма поднял сын Рогнеды Ярослав, ненавидевший своего отца и попытавшийся впервые отколоть Новгород от Киевской Руси, перестав платить отцу урок (дань). Владимир немедленно стал готовить карательный поход против сына, чтобы вновь раздавить сепаратизм в зародыше, но внезапно скончался.

Смерть Владимира, имевшего двенадцать сыновей от семи «водимых» (законных) жен, поначалу поставила под угрозу единство страны. Снова забрезжил призрак федера-лизации, а то и распада. Однако Ярослав унаследовал-таки киевский престол, как когда-то отец, перебив, изгнав и пережив многочисленных братьев (31), и правил затем единолично, ни с кем не деля своего полновластия.

О государственном единстве (унитарности) Древней Руси в те века красноречиво говорит тот факт, что судьбой далекого Киевского престола дважды распорядились нов-городцы, посадившие на него вначале Владимира Святославича, а потом и Ярослава Владимировича, даже вопреки воле последнего, собравшегося уж было бежать за море от брата Святополка. В то время новгородцы явно чувствовали себя частью единого го-сударства и единого народа, имеющими свою долю в общей судьбе, а значит и право в нее вмешиваться. Отдельные аномалии (Полоцк, Псков) как возникали, так и исчезали.

Но в конце жизни Ярославу Мудрому явно не хватило мудрости: презрев жестокие уроки, полученные отцом и им самим, он вновь раздал сыновьям уделы.

Так возникла-таки первая русская федерация. Что из этого вышло?

Со смертью Ярослава Киевская Русь почти сразу же распадается на княжества: Киевское, Черниговское, Переяславское, Полоцкое… В Новгороде, Пскове и Вятке власть берет вече (это уже шаг к конфедерации). И тут же начинаются феодальные войны, кровавые усобицы, как и следовало ожи-дать.

Лиха беда начало: дробление русских земель, естественно, продолжалось, уделы множились: Черниговское княжество распадается на Черниговское, Новгород-Северское, Путивльское, Курское, Рыльское, Трубчевское; Полоцкое – на Витебское, Минское, Слуц-кое; и т.д.
Киев стремительно теряет контроль над Русью в целом.

На короткое время некоторая централизация Северо-Восточной Руси произошла при Всеволоде Большое Гнездо (1154-1212). «Слово о полку Игореве» отразило общерус-ский авторитет Всеволода; в летописях его именуют «великим»; даже киевский митропо-лит проводил политику по его указаниям. Но после смерти Всеволода вокруг его наследия развернулась борьба, в которой приняли участие многие русские князья, включая киевско-го Мстислава Удалого. Владимиро-Суздальское княжество поделили три сына покойного князя, вскоре сошедшиеся в смертельной схватке – т.н. Липецкой битве. Та же история! И это могучее княжество в итоге развалилось на уделы: Ярославский, Переславль-Залесский, Тверской, Угличский, Ростовский, Белозерский, Суздальский, Нижегородский, Галицкий (Мерский), Стародубский, Московский, Юрьев-Польский и др.

Настали неизбежно времена, когда владимирцы, киевляне, новгородцы, тверитяне, москвичи и т.д. обзавелись сугубо местническим, «региональным» самосознанием, забыв о своем общерусском существе. Расплата не заставила долго себя ждать.

Вскоре, когда пришли татаро-монголы (жестко централизованная и четко отмоби-лизованная система), удельная Русь противостоять им уже не могла. Те наши земли, что не подмяли под себя татары, – тут же прихватили Польша и Литва, образовавшая т.н. Ли-товскую Русь, ориентированную на Запад. В том, что феодальная раздробленность (читай: федерализация) Руси была главной причиной ее погибели, никогда не сомневались ни современники, ни потомки (32).

Всего за какие-то 200 лет, прошедшие от смерти Ярослава, расплодившего первые уделы, до татарского завоевания, огромная и могущественная страна, чей голос имел вес в концерте европейских стран от Константинополя до Упсалы, превратилась в колонию (поначалу – и вовсе в систему колоний, в соответствии с удельной структурой), не имев-шую независимой внешней политики. Все бесчисленные протори и убытки, чудовищные жертвы русского народа, отбросившие нас от магистрального пути европеоидной расы на обочину, обрекшие на догоняющий путь развития со всеми издержками, – это плод той древней федерализации унитарного государства Киевской Руси.

Разделить единую страну было легко, на это хватило лишь духовного завещания киевского князя. Сложить потом вновь унитарную Русь было куда трудней и обошлось очень дорого. Все безобразие удельной системы, разнузданное Ярославом «Мудрым», было серьезно ограничено только спустя четыреста с лишним лет Иваном Третьим, а вконец сломано лишь его внуком.

Но почему после смерти Василия Третьего не состоялся реванш федерализма? Ни при регентше Елене Глинской, ни в отроческие годы Ивана Четвертого? Потому что все русские люди еще очень хорошо представляли себе пагубные последствия этого, страшились нового распада, как огня, и ни за что не пошли бы на такой самоубийственный шаг. Исторический век феодальной раздробленности объективно закончился, и возврата к старому быть не могло. Надо быть экстремально глупым, чтобы не учиться на собственных ошибках (это относится как нашим поумневшим предкам, так и к их поглупевшим потомкам – Хомякову, Широпаеву, Храмову и К?).

Урок прост и ясен. Он состоит из двух тезисов:
1) федерация, собранная в единое целое из прежде разных частей, как собрали Рюрик и Олег все летописные племена в единую Русь под своей эгидой, как собрали Соединенные Штаты Америки или Германскую Империю, – это хорошо;
2) федерация, полученная дроблением единого целого на разные части – плохо.

Вместе эти тезисы – и есть Закон о благе и зле федерализма.

Второй закон элит и Россия

В данной связи вновь вернемся к вопросу: как и почему в то время, как в Южной Америке огромные и еще вчера единые колонии вдруг разделилась на самостоятельные государства, в Северной – разные штаты сложились в единую великую страну? Причем утверждалось это единство также через войну – долгую и кровопролитную войну Севера против Юга, федералистов против конфедератов (33)?
Почему в одном случае люди воевали за государственное единство, а в другом – за выход из него?

Дело в том, что Север представлял собой в целом регион промышленного и бан-ковского капитала, а Юг – землевладельческого. Развитый национальный капитализм Севера требовал единого пространства для перемещения товаров и капиталов. И принудил к этому единству Юг. Подлинная элита американского Севера времен Линкольна – это уже не региональная управленческая элита Вашингтона или какого-либо штата, а представители крупного капитала, чьи амбиции простирались далеко за пределы административных границ. Понимание ими экономических выгод единства страны нашло свое выражение в финансировании соответствующих политических и военных проектов. Капитал северных штатов уже мог диктовать свою волю политикам и генералам – и ломать волю местных элит, вечно жаждущих полного всевластия в своем гнезде (34).

Дело в том, что Второй закон элит гласит: «Лучше быть первым во всей стране, чем в отдельной провинции» (формулировка моя). Объединители США хотели и могли первенствовать в масштабах не только Севера, но и всей будущей державы. Соответственно, у политиков, за спиной которых стоял этот капитал, появились свои супершансы.

Однако ни на Юге будущих США, ни в Центральной и Южной Америке такого капи-тала и таких амбициозных финансово-политических элит не было. А у тех, что были, ам-биции не простирались далее границ своих провинций. Результат налицо.

Нет их сегодня и в современной России. Удержать нашу страну от распада, если он начнется, будет просто некому: русский национал-капитализм до этого еще не дозрел.

Резюме

Как успел заметить читатель, исторический опыт федерализации единых некогда государств – зловещий симптом, предвещающий их скорый распад и кончину. (В отличие от образования новых федеративных государств из многих дотоле независимых – по прямо противоположному принципу.)

Конечно, возврат сегодня, после развала СССР на национальные государства, к мечтам о единой и неделимой России времен Деникина и Колчака – чистой воды анахронизм. Я противник идеи восстановления СССР или Российской Империи. Нам чужого не надо.

Но и свое мы отдавать не хотим и не будем: русские люди должны жить в своем едином (унитарном) и централизованом государстве. У русского народа должна быть одна страна, одна голова, одна судьба – только тогда он, возможно, уцелеет в грядущих ис-пытаниях. Русское Движение именно этот лозунг должно сделать своей ясной целью.

Сегодня Россия есть русская страна с антирусской властью. Нам, русским националистам, надлежит взять в ней всю власть, чтобы преобразовать ее в Русское национальное государство – «для русских и по-русски», как завещал великий русский патриот. Это возможно, понятно, только при наличии единого сильного русского центра.

Что же касается федерации, то нам и эта-то, действующая, федерация обрыдла, достала нас своей противоестественностью. От нее надо отказаться в пользу единой централизованной державы по образцу республиканского Рима. Даже в самом этом отвратительном слове лично мне всегда слышалась какая-то издевательская «педерация». Пусть кто хочет живет себе в такой Педерляндии, а я не желаю.

Впрочем, шутки в сторону. Представления о том, быть ли Русскому национальному государству унитарным или федеративным (с понятной перспективой раздробления и распада), – относятся к тому классу идей, за которые убивают и умирают. Как это делали, к примеру, те же белогвардейцы, у которых, собственно, и не было другого работающего лозунга, кроме как «за единую и неделимую Россию».
Об этом пусть не забывают те, кто сознательно или нет уже сегодня ведет кампанию по разрушению страны России, которой суждено завтра стать нашей, русской.

style="text-align: center;"

Есть еще одна причина, по которой я взялся за перо.
Почему Храмов так легко жертвует единством централизованного русского государства, созданного с таким трудом и с такими жертвами перед лицом могущественной необходимости?

Он просто не понимает, зачем оно нужно. Он ставит именно этот вопрос: «Зачем нужно русское национальное государство?». Но дает на него вот такой примитивный, на уровне пятиклассника, ответ:
«1) Только руководство русского национального государства сможет защитить русских в условиях масштабных внутренних миграций…
2) Не менее важно русское государство и в условиях внешней миграции…
3) Национальное государство отстаивает интересы нации и за пределами своих границ…
4) Только русское государство способно целенаправленно вкладываться в русские территории и русское население, не расходуя деньги на бессмысленные имперские амбиции».

Это все, что есть у него за душой. Я не охотник исследовать примитивные ответы на сложные вопросы. На тему государства, его необходимости (или, напротив, – ненужности, в системе анархистов) и т.д. написаны горы трудов. Я не хочу и даже права не имею погружать читателя в эту бездну цивилистики. Да этого и не требуется, чтобы с первого взгляда и так понять: перед нами – детское, девственное сознание, претендующее на решение глобальных проблем. Хлестаков и Шариков в одном лице, как и было сказано.

Наивность, скажет читатель? Простота, что хуже воровства, отвечу я.
Как говаривал Гегель, истина одна и она конкретна.
И она – не у Храмова, добавим.

Раздражает не столько глупость и однобокая образованность Храмова, крепко подкованного… на одно копыто. Сколько именно эта убойная наглость, апломб нечеловеческий, претензии, пресловутое библейское хамство, неосторожно взращенное редакторами ВН. Его попытки с кондачка учить нас русскому национализму.

Пугает, что о национал-демократах уже начинают вовсю судить и рядить, исходя именно из подобных безапелляционных писаний, замазывая при этом грязцой ни в чем не повинных деятелей Русского Движения, которому медвежьи услуги юного дарования могут дорого обойтись.

Ибо хомяковы, широпаевы, храмовы, под видом борьбы с имперской идеей и при-крываясь чуждой им на деле маской «национал-демократии», ведут борьбу именно с Русским национальным государством, которого пока еще нет. В превентивном, так сказать, порядке, зарабатывая политические гранты и бонусы у исконных врагов России, мечтающих о ее расчленении. Тот факт, что все последнее время внутренняя политика нашей страны целиком диктовалась внешними обстоятельствами, учтен этими горе-политиками хорошо, даже слишком.
Если их идеи возобладают или будут приняты к руководству правителями России, то Русского национального государства не будет никогда, разве что в карликовом и марионеточном – курам на смех – варианте.

В этой ситуации со стороны подлинных национал-демократов, да и всех иных участников Русского движения, прекраснодушие и политическая близорукость – слишком большая, непростительная роскошь.

Примечания:

16. Я бы не стал игнорировать также труды крупных отечественных мыслителей А.А. Зиновьева, О.А. Платонова, И.Р. Шафаревича и др. на сей счет. Храмов берет под сомнение знаменитый прогноз Шпенглера на том основании, что «промышленный рост в развивающихся странах несколько снизил удельный вклад Европы в мировой ВВП (с 37% в 1950 до 25% к концу второго тысячелетия), но европейские страны до сих пор остаются мощнейшей экономической силой». На мой взгляд, это глубоко ошибочное, безрассудное суждение, основанное на не имеющем отношения к делу экономическом факторе. Ибо дело-то все в том, что на Западе становится просто противно жить. Жизнь там устроена неправильно, плохо. Этого никаким промышленным ростом не прикрыть и не исправить. Случись мне покинуть Россию, от чего борони бог, я поеду доживать свой век в Индию, Непал или Китай, где жить приятно, но никак не в Европу. Ибо созерцание агонии близкого родственника, пораженного лепрой и гниющего заживо, весьма не здорово для психики, даже если есть при этом вкусных устриц, ходить по музеям и любоваться с Монмартра красивыми видами. Шпенглер был, конечно же, прав, а точку поставили Дюк и Бьюкенен.

17. Рекомендую для начала хотя бы такие: 1) Этнос и нация. – М., Книжный мир, 2008; 2) Национальное государство. – Национальная газета, № 6-10 (96-100), 2006; Русское национальное государство: «рай для своих» или «лавка смешных ужасов»? Критика критики национализма. – Политический класс, № 4, 2008. Но в первую очередь, конечно, – тот проект конституции Русского национального государства, о котором речь шла выше.

18. Логическая ловушка, в которую попал Храмов, понятна: с точки зрения внешнего мира, все россияне тоже – «русские», без вычленения татар, чеченцев или евреев, как и нам со стороны все жители Румынии кажутся румынами, а Италии – итальянцами. Но это мнимое, условное единство: попробуйте-ка внушить чеченцу или шапсугу, что он на самом деле – русский, а румынскому венгру – что он румын!

19.Только что закончив обстоятельное рецензирование фундаментального исследования Е.В. и О.П. Балановских «Русский генофонд на Русской равнине», я осмеливаюсь это утверждать на твердом основании.

20. Популярное заблуждение. Французский широко использовался, но не превалировал, а тем более не исключал использование русского языка.

21. Русским дворянам никто и не отказывает, т.к. язык это не этнообразующий критерий. А вот обрусевший немец Степун именно так и должен именоваться, а вовсе не русским – с какой бы стати? Мало ли кто кем себя считает? Одних наполеонов по всем психушкам не оберешься. Если угодно, можно дать Степуну (как и филологу Далю, художнику Левитану и многим другим) титул «почетного русского». Но назначить этническим русским нельзя никого, никогда и ни по каким критериям, тем более неформальным. Если уж и говорить об абсурде, так именно в связи с подобным намерением.

22. Вот некоторые мои публикации на сей счет только за последние пять лет: 1) Этнос и нация. – М., Книжный мир, 2008; 2) Уклоны, загибы и задвиги в русском движении. – М., Русская Правда, 2011; 3) Новые мехи для нового вина. – Вопросы национализма, № 4, 2010; 4) Все, что вы хотели знать о русском национализме. – Наш современник, № 12, 2007; 5) Семнадцать мгновений истины, или Наш ответ Данилину. – Наш современник, № 10, 2009; 6) Русская идея как электоральный ресурс. Первоочередные этнополитические проблемы русского народа. – Политический класс, № 4, 2007; 7) Национализм как он есть. Дистилляция термина – единственный путь к «хорошему национализму». – Политический класс, № 8, 2008. И др.

23. Слепота Храмова видна хотя бы из того, что он по старой памяти зачисляет Китай – в некий «третий мир» (каким он был в 1960-е), не видя в упор, что эта великая страна давно уже рассталась с временно отсталым прошлым и уверенно пошла на обгон лидера «первого мира». В сегодняшних реалиях к бывшему «третьему миру» куда ближе Россия. Можно не сомневаться, что еще на глазах моего поколения состоится как падение Америки, так и торжество Китая – державы номер один завтрашнего мира. Впрочем, где Храмову знать, что такое Китай! У него одна Европа в зашоренных глазах.

24. Подробнее см.: Александр Севастьянов. Соло partia. – Литературная газета, № 54, 2005.

25.Очень рекомендовал бы всем стороннникам идей Хомякова-Широпаева-Храмова почитать мемуары кардинала Ришелье или хотя бы парижского коадьютора де Реца, благо они изданы по-русски. Они бы все поняли раз навсегда про фронду и неуклонно порождающие ее мотивы баронов и герцогов.

26. А это вот разве не маниловщина: «Если некоторые национальные образования (например, Татарстан, Башкортостан и пр.) по итогам голосования будут сохранены и станут пользоваться большой автономией в рамках федерации, то за судьбу русского населения там не стоит беспокоиться. Руководство соседних крупных русских федеральных земель в случае необходимости найдет экономические и политические рычаги давления, чтобы защитить права и интересы русских». С какой стати? Зачем им лишние неприятности и хлопоты? И какие же это рычаги? Весьма глупое предположение! Что, небогатая Саратовская русская республика начнет войну с богатым Татарстаном? Промышленная Свердловская – с нефтеносной Башкирией? Нет слов!

27. Возможно, Храмову следовало бы не в национал-демократы, а в либертарианцы записаться. А я-то еще гадал, что значили его таинственные слова: «Мы либеральнее патентованных “либералов”»… Потуги Храмова оправдать и реабилитировать либерализм в России, чем он усиленно занимался не только в брошюре, но и в статье «Национализм и модернизация. Теория и перспективы либерального национализма» (ВН № 2, 2010) напоминают старания Баркашева по отмыванию свастики: демагогия чистой воды. Везет же нам!

28. Если быть точным, те и другие – потомки микста кельтоиберийцев (например, лузитан), свевов, вестготов, римлян, арабов, мавров и евреев, говорящие на очень близких языках романской группы, в основе которых – народная латынь. Португальцы как отдельный этнос начинают формироваться не ранее XIIвека, после образования отдельного государства; в Латинской Америке на португальском языке говорит Бразилия.

29. Вторичная раса «метисов» к этому времени уже сложилась. Симон Боливар в 1819 г. высказался с острым пониманием этого собственного единства и своеобразия: «Следует вспомнить, что наш народ не является ни европейским, ни североамериканским, он скорее яв­ляет собой смешение африканцев и американцев, нежели потом­ство европейцев... Невозможно с точностью указать, к какой семье человеческой мы принадлежим. Большая часть индейского населения уничтожена, европейцы смешались с американцами, а последние – с индейцами и европейцами. Рожденные в лоне одной матери, но разные по крови и происхождению наши от­цы – иностранцы, люди с разным цветом кожи».

30. Эти законы хорошо описаны этологами. См., например, в кн.: В.Р. Дольник. Непослушное дитя биосферы (любое издание).

31. Воевал во главе новгородских и варяжских дружин за Киев с братом Святополком, убившим Бориса и Глеба, потом с братом Мстиславом Тмутараканским, с племянником Брячиславом. В этих войнах погибли Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский. Брата Судислава Ярослав захватил и гноил в тюрьме, потом заставил принять постриг. Только после смерти брата Мстислава он стал единоличным правителем вновь единой Руси (кроме Пскова, где сидел Брячислав, а потом его сын). На приход в единоличную власть у Ярослава ушло 20 лет.

32. Точно так же раздробленная на феоды и провинции Франция не смогла противостоять поначалу экспансии более централизованной Англии, а раздробленная на княжества Германия на тридцать лет превратилась в «территорию охоты» для итальянцев, испанцев, французов, шведов и пр., грабивших, убивавших, насиловавших, терзавших...

33. Кстати, единство Германии было обеспечено также не без военных успехов Пруссии, добившейся своей гегемонии среди немецких княжеств как дипломатией, так и вооруженной рукой. Я должен здесь напомнить, что обе главные европейские континентальные державы – Германия и Франция – сполна познали прелести «федерализма» (читай: феодальной раздробленности бывшей Империи Карла Великого, первоначально поделенной его тремя внуками, но продолжавшей делиться и впредь), за которые заплатили: Франция – Столетней, а Германия – Тридцатилетней войнами. Последствия этих войн им приходилось преодолевать еще столетия, Франции вплоть до возмужания Людовика XIV, а Германии до Бисмарка и Вильгельма I.

34. Конечно, приходилось в чем-то идти на компромисс, давая, например, штатам определенную свободу рук, в том числе в законодательной сфере, но такова была разумная плата за соединение, так выражался баланс сил того времени. Впрочем, идея единства и общей управляемости из центра все равно превалировала. За что и с какой стати должны идти на такие уступки и жертвы мы, русские?

Почта НДПР

Александр Севастьянов. Расчленители. Часть II