Трудно вспомнить, когда отношения Польши и России складывались легко и непринужденно. Все, кто хоть немного знаком с историей Польши, знают, что у поляков есть «пунктик» относительно собственной независимости и ее возможной потери. Именно ее они продолжают всячески доказывать и постоянно припоминают России, как Союз ущемлял Польшу в прошлом веке.
Отсюда и растут вечные претензии поляков в российскую сторону. Вот и недавняя новость со взаимным выдворением дипломатов из Варшавы и Москвы – еще один кусочек пазла в общей картине отношений между нашими странами.
В октябре польский МИД заявил, что ряд российских дипломатов и высокопоставленных польских политиков якобы ведут шпионаж в пользу России. Именно поэтому россияне были высланы из Польши, а Россия решила ответить теми же методами.
Нельзя сказать, что это было воспринято польским МИДом как трагедия: там пожали плечами, сказав, что это нормальная практика и конфликт исчерпан. Польские политики, может, и повысили свой имидж внутри страны, но такой ход негативно повлиял на двусторонние отношения с Россией.
Еще один гвоздь в «крышку гроба» взаимопонимания между странами – это усиление польской военной системы. Польша прямо сказала, что будет защищаться именно от России: «Оккупация Россией Крыма и ее агрессивная политика против Украины является одним из источников угрозы для Польши, которая негативно влияет на безопасность во всем регионе».
Хотя Россия никогда не рассматривала Польшу как противника. Однако последние события показывают, что у Польши свои планы относительно соседских территорий.
Польша уже несколько лет уютно расположилась на задворках Евросоюза и нацелилась на свои исторические территории с наполеоновским размахом. Это подтверждают все более резкие высказывания польских политиков. Время самое подходящее: в Белоруссии намечены выборы в следующем году, а значит, есть возможность найти нарушения мнимые или реальные и попытаться устроить очередной Майдан.
Что касается Украины, то там разруха на всех уровнях. Киев сделал все, чтобы испортить отношения с Москвой, а Белоруссию Россия побоится защищать, чтобы не влезть в еще один конфликт – так думают многие прозападные страны. Россия может казаться несерьезным противником – ведь вся махина пропаганды ЕС и Запада уже отрезала Россию от остального мира, и ее вроде как уже и спрашивать-то стыдно.
Именно потому что Польша отказывается воспринимать Россию серьезно, раз за разом ее политики попадают впросак. Сначала Радослав Сикорский в интервью западным СМИ заявляет, что якобы в 2008 году Путин предлагал польским политикам «распил Украины». Все выглядело как наскоро слепленная дезинформация, ведь ни одного подтверждения предоставлено не было. А позже Сикорский сказал, что его не так поняли.
Затем Гжегож Схетына примерил на Польшу маску колонизатора, заявив: «Говорить об Украине без Польши – все равно что говорить о делах Ливии, Алжира, Туниса, Марокко без Италии, Франции, Испании». Такая явная надежда на строительство неоколонии, которая будет формально независимой, но полностью подчинится ЕС, могла бы устроить и Польшу, и ее хозяев.
Украина, еще недавно жившая на правах любимой дочки Запада и ЕС, потребовала от Польши ответить за подобные слова и снять политика, но вопрос повис в воздухе. Из чего можно сделать вывод, что все-таки Стехына озвучил кулуарное мнение всего польского правительства.
А что такого? Всю Украину принимать в ЕС накладно, да и, как показало время, не вся территория Украины туда рвется. А раскрывать объятия для нее без Донбасса ЕС вряд ли захочет. У самих долгов по маковку, а «пустая» Украина выгоды не сделает. А так, несколько западных украинских областей, присоединившись к Польше, автоматически попадут в такое желаемое Эльдорадо.
А вот с Белоруссией такой финт ушами у поляков не прошел. В 2011 году, после переизбрания, Лукашенко сделал все возможное, чтобы усложнить жизнь польскому МИДу в Минске. Дипломаты были попросту выселены, и другое помещение им (вот незадача) предоставлено не было. Пришлось полякам на свои кровные отстраивать здание в центре столицы.
«Достали батьку пшеки, слишком много пытаются взять власти», – писали тогда на форумах. Ведь польские СМИ активно занимаются пропагандой на белорусской земле, подрывают президентский авторитет.
Часть правды в слабости Белоруссии есть. Однако это не значит, что мы не будем ее защищать, исходя из своих интересов. Многочисленные договоры и торгово-экономические отношения – эту связь не выбросишь, поэтому Россия априори против вмешательства на территорию белорусов. А что касается Украины, то ее жизнеспособность нас тоже интересует чисто из меркантильных побуждений. Кто долги миллиардные отдавать будет? Польша и ЕС? Вряд ли.
Но вернемся к высылке дипломатов. К польским добавился еще и дипломат из ФРГ, высланный в ответ на недружественные действия германских властей в отношении сотрудника одного из российских загранучреждений в Германии. Особо одаренные либералы уже говорят, что Россия таким образом расправляет железный занавес, окончательно взяв дорогу на СССР 2.0.
Но, простите, когда российских журналистов, дипломатов и просто жителей Варшавы с русскими корнями обвиняют в шпионаже, хамски ведут себя с россиянами в Германии, МИД должен молчать, стыдливо потупившись? Разумеется, никто не будет откусывать головы польским и немецким дипломатам. Российский МИД «отзеркалил» действия оппонента – это было довольно предсказуемо. Причем не сразу, а дав время им одуматься. Возможностью этой, к сожалению, политики не воспользовались.
Похоже, что поляки серьезно взялись за реконструкцию государства без оглядки на дипсвязи с Россией. Отсылая российских дипломатов, Польша попыталась показать свою (такую мнимую) независимость. Ведь в своем вечном балансе между Востоком и Западом последний сильно перевешивает уже как минимум 10 лет.
Еще в 2004 году, когда на Украине полыхала оранжевая революция, многие политологи отмечали, что одним из организаторов волнений наряду с США была Польша. Не обходится и без противоречий: Сикорский отмечал, что у Польши с Америкой конструктивно работать не получается, поскольку эта «дружба» провоцирует конфликты с соседями и выгоды особо не приносит.
Да и с Европой не все гладко – после аграрного провала из-за ответных санкций Польша потеряла миллионы, которые вряд ли отобьются компенсациями. Все это говорит о том, что Польша в затруднительном положении и ищет другой путь развития.
Возможно, поэтому она пытается проводить собственную политику через институты евроассоциации, расширяет территории. Однако Россия, отказываясь от общения с польскими дипломатами (и, возможно, отдельными немецкими силами, которые поддерживают поляков), осуждает столь ярое желание Польши наживаться в такой сложный период.
В перспективе подобные действия Польши могут усугубить мировой экономический кризис и внести новую смуту. Лишний катализатор беспорядка в лице Польши Россию не устраивает совершенно. Потому что политики неоднократно убеждались: в условиях глобализации связь стран усиливается и проблемы одной страны могут крепко ударить по другой.
А поскольку Польша имеет виды на Белоруссию, с которой у нас тесные отношения, российскую экономику может на время тряхнуть, если начнется белорусский передел. А зная «объективность» цивилизованного общества, Польшу обелят, скинув вину на «покромсанные» ею страны.
В итоге она может попасть в ловушку: желание независимости может опьянить настолько, что отношения с Россией будут постепенно сходить на нет. Этому способствует выгодный миф о «России-чудовище», царящий в Польше, которая из охотника за территориями сама может превратиться в жертву. Ее проглотит тот, чьей пропагандой много лет кормилась сама Польша.