Русское Движение

О губительном влиянии Пафоса

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

О губительном влиянии ПафосаПосле достаточно давней публикации о грандиозной баталии американских морских пехотинцев с самими собой на о. Кыска холодным летом 43-го, хочется рассказать о не менее любопытном эпизоде, имевшем место в более мирное время и в более теплом море.

Итак, начинаем мысленное путешествие на Кипр июля 1974 года. В те относительно отдаленные времена сей остров не представлял собой ни офшорной зоны, ни туристического рая доя состоятельных жителей постсоветского пространства, и причиной тому был не столько эфемерный железный занавес где-то посредине Старого Света, а вполне реальный этно-политический кризис на самом Кипре.

Дело в том, что с начала 1950-х эта жемчужина Восточного Средиземноморья притягивала лукавые взоры греческого режима «черных полковников», вожделевшего если не нового Троянского похода в Малую Азию, то о вытеснении Турции из ее традиционной сферы влияния в Средиземном море. Турция же, оставив в 1878 году по итогам Берлинского конгресса Кипр, » забыла» на острове крупную тюркскую диаспору , с первых десятилетий кипрского суверенитета конфликтовавшую с греками- киприотами. В 1974 году ситуация резко обострилась после государственного переворота на острове, когда к власти пришел ставленник Греции Никос Сампсон - открытый сторонник энозиса ( воссоединения Кипра с Греческим государством).

Турецкие власти крамолу не потерпели и 20 июля начали операцию «Атилла», о которой написано и сказано так много, что останавливаться на деталях не имеет смысла. Скажу лишь, что итогом турецкой интервенции стало поражение немногочисленных и слабо поддерживаемых из Афин войск киприотов и разделение острова демаркационной линией на турецкое и греческое государства.

Предметом нашего же внимания будет отдельный элемент операции, а именно морское сражение у прибрежного городка Пафос.

Турецкие войска с первых часов операции вторжения располагались абсолютным превосходством над оппонентом на море и в воздухе. Корабли ВМС Турции установили достаточно плотную блокаду морских границ Острова, авиация потомков османов осуществлять постоянный мониторинг неба вокруг Кипра силами десятков боевых самолетов и вертолетов, еще около 80 машин дежурили на турецких аэродромах.

Киприотам оставалось лишь надеяться На поддержку Греции, но и здесь турки имели козырь - все радио переговоры на Кипре пеленговались Анкарой, таким образом прибытие под крепления не осталось бы без внимания турецкой стороны. Наиболее вероятным районом высадки греческого морского десанта турецкое командование сочло песчаный пляж к западу от Пафоса, в этом районе вне зоны досягаемости кипрской береговой артиллерии рыскала троица турецких эсминцев.

Кипрская разведка знала о том, что на рейде городка безнаказанно и до мерзости самоуверенно стояла мини-эскадра турок, но самостоятельно нейтрализовать ее ВС Кипра были не в состоянии. И тогда потомки эллинов пошли на военную хитрости почище Троянского коня… 21 июля В 14:10 по местному времени в штаб турецкой армии поступило перехваченное кипрское радиосообщение: «Благодарим дружественную греческую сторону за свое временную высадку морского десанта.

Гарнизон Пафоса получил приказ обеспечить высадку греческих сил через 39 минут!» Глаза турецких генералов хищнически засверкали — план сработал: глупые киприоты не соблюдая режим радио молчания выдали бравой турецкой разведке координаты греческих судов с тысячами морпехов! Для ликвидации десанта турки выделили 28 самолетов F-100 и 16 F-104. каждая из ударных машин несла по 750-фунтовой бомбе. Спустя 25 минут воздушная армада была над целью, командир турецких ВВС эффектно бросил в эфир: «Устройте им Перл-Харбор, янычары!»

Со свойственной янычарам исполнительностью и отвагой первая четверка турецких самолетов атаковала….турецкие эсминцы, дежурившие на рейде Пафоса. Ни о каком греческом десанте речи идти не могло, и турецкое командование догадалось бы об этом, если бы флотское командование сообщило об установлении морской блокады побережья. но как часто случалось в истории войн, конкурирующие сухопутные и морские командиры неохотно делились своими планами друг с другом…А киприоты, осведомленные о турецком контроле над их переговорами, до мозга костей банальным способом дезинформировали врага.

В 14:43 первая бомба достигла цели, успешно поразившей машинок отделение греческого десантного корабля…прошу прощения, турецкого головного эсминца «Kocatepe». Под радостные и саркастические возгласы турецких летчиков корабль их соплеменников разложился пополам и затонул в течение 10 минут. В нарушение всех возможных норм международного гуманитарного права пилоты трех F-104 спикировали и обстреляли из бортовых пушек бултыхавшихся в воде членов экипажа потопленного эсминца (естественно летчики верили в то, что добивают греческих военных). Однако за все в этой жизни приходится платить. В том числе за бездушие, жестокость и игнорирование общечеловеческих гуманистических ценностей. Расстреливая соотечественников, турецкие летчики не заметили очередей с бортов уцелевших эсминцев, сбивших все три самолета.

Экипажи турецких кораблей сотрясали свои штабы сообщениями о действиях греческой авиации над Пафосом, но штабисты вместо того, чтобы попробовать разобраться в собственном фиаско, твердили как заведенные: "воздух под нашим контролем, над Пафосом турки!"

Правда, досаждали торжествующим генералам моряки недолго - профессионально положенные полковником Фателем и майором Селимом бомбы вывели из строя эсминцы, правда самолет последнего также был сбит, еще одна машина пропала без вести. в 15:05 турецкая эскадрилья с чувством выполненного долга отправилась на аэродромы базирования, а спустя два часа экипаж израильского сторожевого корабля, оказавшегося поблизости, начал спасение уцелевших турецких моряков.

Итог операции: один уничтоженный и два поврежденных турецких эсминца, 4-5 сбитых самолетов, 135 погибших моряков, восторженные статьи о разгроме греческого десанта в турецких СМИ (правда, сутки спустя все публикации исчезли) и порция позитива для греческих разведчиков, наблюдавших за турецко-турецкой баталией с наблюдательного пункта в злополучном Пафосе.

Закончу повествования словами классика русской сатирической литературы М.Е.Салтыкова-Щедрина: "Спасибо за внимание!"

  Михаил Шматов

military-korrespondent.net