Александр III
120 лет назад, 20 октября (1 ноября) 1894 г., скончался великий русский государь Александр III Александрович. Это был один из самых великих и русских до духу Романовых. Великий правитель пресёк разрушение, «перестройку» Российской империи, которую затеяли при либеральном императоре Александре II и осуществляли под вывесками «освобождения и реформ» (все разрушители России во все времена прикрывались красивыми лозунгами и словами, которые скрывали разрушительную и опасную суть их деяний).
Государь Александр Александрович получил блестящее образование, обладал богатырским здоровьем и силой, был храбр, честен и благороден. Покровительствовал деятелям культуры, основал Русский музей и Русское историческое общество, знал и понимал подлинную историю России, любил русский народ и был его истинным сыном.
В Российской империи снова восторжествовали три главных принципа процветания народа и государства: православие, самодержавие и народность. Надо сказать, что эти принципы актуальны и в современной России. Только в несколько видоизмененном (модернизированном) виде. Так, принцип «православия» в светском государстве, чтобы не обижать русских мусульман и представителей других религий, да и атеистов, вполне заменим на приоритет «традиционных ценностей», для которых неприемлема вседозволенность (по сути, сатанизм и демонизм) и потребительский характер западного общества. А «самодержавие» есть концептуальная независимость русской власти, характерная для исторического развития России сильная центральная власть. Принцип «народности» не изменил своей сущности. Это приоритет национальных интересов над классовыми, узкогрупповыми и иностранными, а также социальный характер государства (социальная справедливость). По сути, это базовые ценности русской цивилизации. Ничего более совершенного не изобретено и до сих пор.
При Александре III государство получило мощный импульс развития. Россия стала неостановимо, неуклонно подниматься, богатеть и наращивать мощь. Земли России расширялись, её границы укреплялись. Это была эпоха расцвета и созидания. Россия встала на путь индустриализации, строились новые фабрики, заводы, школы, больницы, приюты и церкви. В 1891 году стали строить Великий Сибирский Путь (Транссибирскую железнодорожную магистраль), которая сыграла и продолжает играть большую роль в сохранении единства Российского государства. Был восстановлен военный флот, который находился в кризисе после Восточной (Крымской) войны. Русский флот стал третьим в мире по мощи и водоизмещению, уступая только флотам «владычицы» морей» Англии, а также Франции. В правление Александра Александровича на воду было спущено на воду 114 новых военных кораблей, включая 17 броненосцев и 10 бронированных крейсеров. Армия и военное ведомство были приведены в порядок после их дезорганизации в период Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
Огромную роль сыграла «русофильская» политика Александра. Русофобия была законодательно запрещена. Государство взяло курс на национальную самобытность, развитие русской духовности и русской культуры, развитие национальных окраин и их приобщение к цивилизации, великой русской культуре. При этом во внешней политике Александр III старался не вмешиваться в конфликты, последовательно проводил миролюбивую и миротворческую политику, за что был прозван «Миротворцем».
Фактически Александр III Александрович был образцом подлинно русского, народного правителя-государя, который любит и печётся о своём народе. Немного можно найти русских правителей, которые бы настолько понимали свой долг перед Вседержителем, Россией и русским суперэтносом.
Именно поэтому государь Александр III ненавистен врагам русского народа. Государь прекрасно знал, в чём интересы державы и русского народа. Александр отлично знал, что Запад — злейший враг Руси-России, который непрестанно, в течение многих столетий, ведёт подрывную борьбу против неё. Временами Запад, забывая о прежних поражениях, идёт и на прямую агрессию против России, но всегда получает по зубам. Не зря государь Александр III Александрович говорил: «У России нет друзей и союзников, кроме её армии и её флота».
Горький опыт XIX столетия показал русскому императору, что каждый раз, когда Российская империя принимала участие в борьбе каких-либо европейских коалиций, ей приходилось впоследствии лишь горько об этом сожалеть. Россия императора Александра I спасла Европу от империи Наполеона, в результате мы получили на своих западных границах могучие Германию и Австро-Венгрию, укрепили амбиции Британии. Государь Николай I послал русскую армию в Венгрию для подавления революции 1848 года, спас Австрийскую империю и династию Габсбургов. В «благодарность» Вена проявила крайнюю враждебность во время Восточной (Крымской) войны и постоянно мешала России в балканских делах. Император Александр II остался в 1870 году нейтральным, дав Пруссии блистательно разгромить Францию и на её крови создать Германскую империю. Восемь лет спустя на Берлинском конгрессе Германия не поддержала Россию, что лишило её блестящих плодов победы над Османской империей. Англичане, французы, немцы и австрийцы — все видели в России не стратегического союзника, а лишь орудие для реализации своих эгоистических устремлений. Поэтому Александр III при каждом удобном случае давал понять, что готов принять вызов, но интересуется только тем, что касается благополучия огромного русского народа.
Александр III и его эпоха заслуживают романов, документальных и художественных фильмов, однако именно эта личность и его эпоха подвергаются замалчиванию и искажению. Александра III предпочитают не вспоминать, больше говорит об эпохе «царя-освободителя» Александра II и сразу перескакивают на время монарха Николая II. Мельком поминают о «контрреформах», критикуют за политику русификации. В целом эпоха императора-миротворца подвергается замалчиванию и полному искажению.
Царствование
Гибель Александра II, отца, стала для будущего государя страшным ударом. Александр Александрович, окруженный плотным конвоем, стремительно покинул Зимний дворец и скрылся в Гатчине, которая надолго стала его убежищем. Хотя наследник престола был жизнелюбом, страстным рыболовом и охотником, но он умерил свои устремления.
Новый император, как отмечал Витте, больше всего походил на «большого русского мужика из центральных губерний», имел «прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость». Его слово было законом для всех Романовых. Все «хулиганы» их царской семьи боялись Александра. Они знали, что государь нетерпим ко всяческим проявлениям «вольностей» и супружеской неверности в семье. Первая семья Росси была для всех примером, и дом Романовых должен был быть образцом достойного христианского поведения.
Наставником и советчиком Александра был Константин Победоносцев, который раньше был его учителем права. Константин Петрович Победоносцев (1827—1907), профессор права, автор классического труда «Гражданское судопроизводство», получил великолепное образование и служил в Сенате. В начале своей карьеры Победоносцев был либералом, но польское восстание 1863 г. и покушение Каракозова на российского императора Александра II изменили его мировоззрение. Победоносцев понял, что западнические реформы ведут к разрушению традиционного уклада русской жизни, к смуте. «Как бы ни была громадна власть государственная, — писал Победоносцев, — она утверждается не на ином чем, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной: власть подкапывается с той минуты, как начинается раздвоение этого на вере осознанного сознания». Став обер-прокурором Священного синода, Победоносцев активно боролся с революционной заразой, встал на путь осознанного и разумного консерватизма.
Победоносцев внушил царю, что весь порядок в Российском государстве основывается на тесной связи народа и верховной власти. В России особое «самодержавие народное», и его необходимо сохранить. России не нужны нововведения, реформы, которые разобщают людей. Не нужды державе и разные «говорильни». Победоносцев называл конституцию «великой ложью нашего времени» и считал, что даже русская революция и смута лучше конституции. Смуту можно победить и восстановить порядок, но либерализм (конституция) яд медленный, который разъедает организм постоянной ложью. При этом Победоносцев не был примитивен, как его любили изображать враги русского народа. Это был умный, честный, прямой и бескорыстный человек, совершенно чуждый закулисным придворным интригам. Самый близкий к государю человек был чужд роскоши и не любил пустой болтовни. А через его сухость и суровость проглядывала искренняя любовь к Александру III. Будучи человеком умным, он видел обреченность романовской России и то, что царская власть всё дальше от народа, и в 1900 году писал, что «Россия обречена на крах».
Александр III был хорошим учеником, и с началом царствования отстранил от власти всех министров своего отца во главе с Лорис-Меликовым, который предлагал конституционный проект. Он резко изменил курс. Кроме Победоносцева, в ближайший круг царя вошли консерватор, издатель «Московских ведомостей» М. Н. Катков и министр внутренних дел Д. А. Толстой. Россия получила некоторую передышку и возможность выйти из смертельной ловушки, в которую её загнал прозападный курс. Наступила т. н. эпоха «народного самодержавия».
Александр Александрович не допустил глупого милосердия в отношении убийц своего отца, хотя многие надеялись, что государь помилует «во имя общего примирения» убийц Александра II. Дело народовольцев закончилось смертельным приговором. Цареубийцы были публично повешены как бешеные собаки. Революционерам и различным подрывным элементам пришлось туго. Полицейский режим ужесточили и подкрепили «Положением об усиленной и чрезвычайной охране». Властям удалось переломить революционную ситуацию и переловить бомбистов-террористов. Другие бежали за границу. Автономия университетов была ограничена.
Положение народных масс было облегчено. К присяге императору и наследнику впервые в истории приводились «и крестьяне наравне со всеми верными Нашими подданными». Размеры выкупных платежей снизили, учредили Крестьянский поземельный банк для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель, отменили подушную подать. Положительные изменения появились в рабочей сфере, фактически заложили основы фабрично-заводского законодательства. Работу малолетних ограничили, как и ночной труд подростков и женщин. Появились законы об урегулировании фабричного труда. Старообрядцы получили легальный статус.
Значительно окрепла православная церковь: резко увеличилось число церковно-приходских школ (в 1884 году было 4,4 тыс. школ со 105 тыс. учеников, к концу царствования стало 30 тыс. с 917 тыс. учеников), что положительно сказывалось на росте образовательного уровня населения; восстанавливались закрытые в прежние царствование приходы, шло быстрое строительство новых храмов и основание новых монастырей (ежегодно освящалось более 200 новых церквей и открывалось до десяти монастырей); возросли число церковных периодических изданий и тиражи духовной литературы; церковь активизировала свою деятельность за границей.
Шла «русификация» страны, утверждения единства империи на основе первенства русских элементов. Глядя на императора, многие сановники отпустили бороды. В армии вместо европейской униформы появились удобные полукафтаны, шаровары, цветные кушаки, барашковые шапки («мужицкая форма»). Стали более жестко применять ограничительные законы в отношении евреев (т. н. «черта оседлости»). Так, в 1891 году из Москвы депортировали около 20 тыс. евреев. Выселяли евреев и их других городов и мест. Была установлена процентная норма для евреев в средних, а затем и высших учебных заведениях (она была выше процентного уровня еврейского населения в населении империи). Причем многие видные еврейские деятели поддерживали деятельность императора по ограждению еврейского населения. В это время произошли еврейские погромы, но власти быстро навели порядок. «Русификация» шла и на окраинах, которые долго пользовались излишней свободой. К примеру, обучение на русском языке ввели в польских высших заведениях.
При Александре III оздоровили экономику и финансы. Был принят протекционистский таможенный тариф, что привело к росту доходов в казну, улучшению внешнеторгового баланса и поддерживало развитие отечественной промышленности. Благодаря лично Александру смогли преодолеть порочную доктрину свободной торговли. Власти контролировали банковскую деятельность, боролись с коррупцией. В частности, ввели запреты для чиновников, которых ранее не существовало — запрет на участие в правлениях частных акционерных обществ, запрет на получение комиссии (лично служащим) при размещении государственного займа и т. д.
Серьёзно изменилась железнодорожная политика. Порочная практика частных железных дорог стала исчезать. Частные дороги стали выкупать в казну, повысив их надежность и доходность. Результатом стало прекращение огромных убытков от железных дорог для казны, и исчезновение такого явления как «железнодорожные короли», тесно связанные с коррумпированными чиновниками. При этом продолжалось масштабное железнодорожное строительство. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Она строилась непосредственно государством, за счёт казны, поэтому, видимо, её и достроили (исключив большую часть коррупционной кормушки для местных и заграничных паразитов).
Царствование императора Александра Александровича во внешней политике было ознаменовано небывалым периодом мира. Как писал Витте: «Александр III, получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, — глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови». Александр отличался осторожностью и умел найти компромиссы, не увязая в тягостных для России союзах. Он не стал начинать новую войну с Турцией, когда Австро-Венгрия спровоцировала войну Сербии с Болгарией, которая хотела объединиться с Восточной Румелией, принадлежавшей туркам. В результате были испорчены отношения с Сербией и Болгарией, которые надеялись на поддержку России. Однако Александр не поддержал войну, оставшись над конфликтом. Не дал втянуть Россию в войну. В Средней Азии территория Российской империи увеличилась на 430 тыс. кв. км. Отношения с Англией обострились, но конфликта удалось избежать. Строительство Великой Сибирской магистрали серьёзно укрепило позиции России на Дальнем Востоке.
Россия в этот период пыталась продолжить линию на союз с Германией. Однако Берлин предпочёл иметь главным союзником Вену. Втайне от России в 1882 году был заключён Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии направленный против России и Франции. Поэтому «Союз трёх императоров» от 1881 года устарел. Россия стала опасаться резкого усиления Германии и её стремления добить Францию. Чтобы уравновесить силу Германии, Россия пошла на союз с Францией. В 1891-1894 гг. произошло сближение России и Франции и был заключен союз. Он восстановил баланс сил в Европе и на некоторое время устранил угрозу большой войны в Европе.
Государь Александр III Александрович скончался 20 октября (1 ноября) 1894 года в Ливадии в Крыму, где находился на лечении. По официальной версии — от болезни почек. Считается, что «медвежье» здоровье императора было подорвано после крушения поезда в 1888 году, когда он спас семью, удерживая крышу вагона на своих плечах. Правда, существует версия и об отравлении. Слишком русскую политику проводил исполин-император. Россию хотели уничтожить, а Александр III сдерживал процесс загнивания империи.