Реальные эпизоды морских сражений. Малоизвестные факты о размерах нанесенного ущерба и числе потерь. Сможет ли плавучий аэродром успешно противостоять ударам с берега? Итак, авианосные эскадры выдвигаются к далеким берегам…
Почему отступил Нагумо?
Одной из загадок нападения на Перл-Харбор стало поспешное бегство японской эскадры. Если отбросить привычные штампы, то вместо разрушительного удара вырисовывается совсем иная картина. В день нападения на Гавайи японцам удалось потопить или надолго вывести из строя всего десять из ДЕВЯНОСТА находившихся в гавани кораблей.
После чего японцы внезапно прервали столь успешно начатую атаку и как угорелые помчались назад. При том, что потери среди атакующих оказались ничтожны — всего 29 не вернувшихся с задания самолетов. Меньше, чем на иных учениях. А на берегу оставалось еще немало “жирных” целей:
— 4,5 миллиона баррелей нефти. Запасы топлива на военно-морской базе Перл-Харбор превосходили на тот момент все запасы Японии;
— громадный сухой док 1010 для ремонта линкоров и авианосцев;
— база подводных лодок, на территорию которой не упало ни одной бомбы;
— электростанция и механические мастерские (оставив их неповрежденными, японцы свели на нет результаты своих прежних атак; янки восстановили базу и корабли в кратчайшие сроки).
Все указанные объекты были внесены японской разведкой в список наиболее приоритетных целей. Однако те, кто непосредственно руководил атакой, оказались столь тупоголовы, что оставили важнейшие объекты “на потом”. Пилоты бомбардировщиков предпочли атаковать старую “Аризону” 1915 года.
И вот вторая волна атакующих возвращается на корабли. Полный успех. Личный состав воодушевлен и готов к новым победам. Техники, даже не получив приказа, начинают готовить самолеты к третьему вылету. Адмирал Тьюити Нагумо, заслушав доклады пилотов, отдает короткий приказ:
— Бросаем все и уходим. Немедленно!
Японская эскадра отступает на северо-запад.
Япония расценила нападение на Перл-Харбор как грандиозную победу, США как грандиозное поражение. Был единственный человек, который считал эту операцию неудачной, и это был сам адмирал Ямамото. Адмирал Ямамото планировал потерять в Перл-Харборе до 50% самолетов, но уничтожить все. В первую очередь саму базу, ее нефтяное хранилище, которые оказали потом довольно решительное значение в войне. А этого Нагумо не сделал. Ямамото был этим более чем недоволен, хотя он следовал традициям и никогда не критиковал подчиненного, находившегося непосредственно на месте действия.
Тьюити Нагумо часто представляют как излишне осторожного в действиях человека. Пожилой адмирал был вопреки своей воле назначен непосредственным исполнителем “морского блицкрига” на Гавайях. Потому, выполнив часть задания, адмирал более не решился искушать судьбу. Не струсил, но отступил.
Отчего же сдали нервы у Нагумо?
Адмирал Нагумо был грамотный офицер, и в вопросах оперативного управления эскадрой он разбирался наверняка лучше, чем любой из нынешних “диванных стратегов”. Он не мог не знать эмпирического правила, согласно которому при удалении в океан на каждую 1000 миль эскадра теряет 10% своей боевой мощи. Все сильнее сказывается недостаток топлива, а любое, даже незначительное, повреждение угрожает стать фатальным.
Он Японии до Гавайев 3,5 тысячи морских миль. Действуя на таком удалении, эскадра ослабела почти на треть.
Что еще знал Нагумо, чего не знают те, кто берется судить о его действиях?
Что 74 из вернувшихся на корабли самолетов имели различные повреждения и уже не могли в тот день подняться в воздух. Еще четверо разбились по небоевым причинам. С учетом 29 боевых потерь авиакрылья авианосцев были выбиты более чем на четверть.
Нагумо знал, что обороноспособность базы непрерывно возрастала. Что 20 из 29 безвозвратных потерь пришлись на вторую волну. К тому времени янки уже проснулись, отыскали ключи от погребов боезапаса и встретили японцев стеной огня. В Жемчужной гавани оставались десятки боевых кораблей — их ожившие зенитки представляли угрозу любому, кто рискнул бы появиться над базой.
Японцы сожгли и повредили три сотни самолетов на аэродромах о. Оаху, но сколько еще могло остаться неповрежденными? Воздушные схватки между палубными бомбардировщиками и американскими “Томахоками” заканчивалась явно не в пользу японцев. Успевшие подняться в воздух лейтенанты Уэлч и Тэйлор сбили за несколько минут шесть вражеских самолетов!
С такими темпами третья волна атакующих могла погибнуть в гавайском небе в полном составе.
Нагумо понимал, что задержись он еще на мгновение — и его триумф мог обратиться в катастрофу. При встрече с вражеской авиацией и флотом он рисковал потерять все шесть авианосных кораблей и проиграть войну, не успев её даже начать. И он отдал приказ о немедленно отступлении.
Мораль. При нападении на мирно спящую базу, больше похожую на элитный яхт-клуб, японцы не смогли поразить и половины назначенных целей. Спустя несколько часов эскадра из шести авианосных кораблей была вынуждена спасаться бегством от справедливого возмездия.
Только полная беспечность и феерическое раздолбайство янки позволили адмиралу Ямамото воплотить часть его планов в реальность.
Из 1941-го перенесемся в 1982-ой. В Южное полушарие, где многочисленный британский флот храбро сражался с немногочисленной аргентинской авиацией.
Фолклендский “триумф” АУГ
Сейчас найдутся те, кто непременно станет отрицать наличие у британцев авианосной группировки. Напирая на классификацию и термины, они докажут, что “Гермес” и “Инвинсибл” не являлись полноценными авианосцами, а сама британская группировка была лишь пародией на современную АУГ.
Такой же пародией, как и её противник.
Морская разведка и выдача целеуказания — P-2 “Нептун” обр. 1945 года, а когда ветеран вышел из строя, над океаном стали гонять пассажирский “Боинг”.
Основной боевой самолет — дозвуковой штурмовик “Скайхок” без радара (первый полет — 1954 г.).
Всего лишь шесть противокорабельных ракет на вооружении ВВС Аргентины.
Ближайшая авиабаза — в 700 км от зоны боевых действий, на о. Огненная Земля.
Дозаправка в полете — единственный исправный танкер КС-130.
Против непобедимой воздушной армады вышли легкие авианосцы “Гермес” и “Инвинсибл” с истребителями “СиХарриер” (28 единиц).
В результате были потоплены:
— эсминцы «Шеффилд» и “Ковентри”;
— фрегаты «Ардент» и “Антилоуп”;
— десантный корабль «Сэр Гэлахэд»;
— транспорт/вертолетоносец «Атлантик Конвейор»;
— десантный катер “Фокстрот 4” (с УДК “Фирлесс”).
Повреждены:
— эсминец «Глазго» — 454-кг неразорвавшаяся бомба, застрявшая в машинном отделении;
— эсминец «Энтрим» — неразорвавшаяся авиабомба;
— эсминец «Глэморган» — ПКР «Экзосет» (единственный из списка, поврежденный огнем с берега);
— фрегат «Плимут» — четыре (!) неразорвавшиеся бомбы;
— фрегат «Аргонавт» — две неразорвавшиеся бомбы, «Аргонавт» был уведен на буксире;
— фрегат «Элекрити» — неразорвавшаяся авиабомба;
— фрегат «Эрроу» — поврежден огнем авиационных пушек;
— фрегат «Броудсворд» — пробит насквозь неразорвавшейся бомбой;
— фрегат «Бриллиант» — расстрелян «Даггерами» с бреющего полета;
— десантный корабль «Сэр Ланселот» — 454-кг неразорвавшаяся бомба;
— десантный корабль «Сэр Тристрам» — поврежден бомбами, полностью выгорел, эвакуирован на полупогруженной платформе;
— десантный корабль «Сэр Бедивер» — неразорвавшаяся авиабомба;
— флотский заправщик «Бритиш Уэй» — неразорвавшаяся авиабомба;
— транспорт «Стромнесс» — неразорвавшаяся авиабомба.
Если бы взрыватели аргентинских бомб срабатывали почаще, то Фолклендские острова сейчас бы назывались Мальвинскими.
Несмотря на протесты сторонников “полноценных АУГ”, на Фолклендах-82 имело место противостояние двух воздушных группировок, оснащенных авиатехникой уровня 1950-х гг. С вполне очевидным результатом.
Никакие полумеры в виде плавучих аэродромов не спасут эскадру при встрече с авиацией берегового базирования. Не те ЛТХ, не то количество авиатехники и не то качество самих “плавучих аэродромов”, чтобы противостоять ВВС. Единственное, что может спасти в такой ситуации — прикрытие с воздуха собственными военно-воздушными силами. Иначе даже нечего пытаться воевать. Результат будет подобен тому, что представлен двумя абзацами выше.
Возвращаемся к Фолклендам-82. СВВП “СиХарриер” имел абсолютное преимущество за счет наличия БРЛС и новой модификации ракет “Сайдуиндер” со всеракурсной ГСН. Если не принимать во внимание его взлетно-посадочные характеристики, то ЛТХ “Харриера” соответствовали типичным реактивным истребителям середины прошлого века.
Какое-никакое ДРЛО у британцев также было. Возможностей корабельных радиолокаторов часто бывало достаточно для обнаружения дозвуковых самолетов, летящих выше линии радиогоризонта. Плюс наличие “соглядатаев” в виде подводных лодок, патрулирующих у о. Огненная Земля и своевременно оповещавших эскадру о вылетевших с Рио-Гранде самолетах (авиабаза располагалась на берегу океана).
Аргентинские самолеты, напротив, были перегружены бомбами и топливом. Даже наиболее современные их них — “сверхзвуковые Миражи”, по факту являлись потасканными бомбардировщиками “Мираж-5” из состава ВВС Израиля. В отличие от британских “СиХарриеров” эти “истребители” не имели радаров, как и возможности включить форсаж — в противном случае, они бы рухнули с пустыми баками в океан.
Несмотря на отчаянные попытки остановить погром, корабельная авиация оказалась не в состояние противостоять воздушной группировке ВВС Аргентины. Сами “Гермес” и “Инвинсибл” остались целы лишь потому, что держались вне зоны действия аргентинской авиации, в 150 милях ПОЗАДИ основных сил эскадры.
Сторонники АУГов немедленно выразят протест. Будь на Фолклендах полноценный авианосец, ни одна бомба не упала бы на корабли англичан.
Какие хитрые! Британцам — гигантский “Нимиц” с перехватчиками F-14. Их противникам — дозвуковые штурмовики и ржавые бомбы. Если уж играть в альтернативу, то делать это честно!
Сейчас мы устроим нормальный "замес"!
Итак… Статья 6 договора НАТО ограничивает географическую сферу действия договора 25-ой параллелью с.ш. (острова и территории севернее тропика Рака). Несмотря на чрезвычайную удаленность Фолклендов, объединенный комитет начальников штабов принял решение о предоставлении Великобритании прямой военной помощи с связи с “нарушением Аргентиной резолюции Совета безопасности ООН” и “отказом от разработки и создания оружия массового поражения”.
В Южную Атлантику немедленно выдвинулась американская АУГ во главе с авианосцем “Нимиц”. На его палубе — самолеты ДРЛО “Хокай”, новейшие перехватчики F-14, штурмовики А-6 “Интрудер”. Полный комплект первоклассной авиатехники!
Почему янки так стремятся "демократизировать" Аргентину?
После обнаружения в 1967 году на шельфе неисчерпаемых запасов нефти, некогда нищая латиноамериканская страна всего за десять лет превратилась в богатейшую “сырьевую державу”. Для охраны своих природных сокровищ от неспокойных соседей хунта генерала Гальтиери приобрела за рубежом целый арсенал первоклассных вооружений.
Вместо устаревших “Миражей” — истребители завоевания превосходства в воздухе F-15 “Игл”. За штурвалами — наемники, бывш. офицеры ВВС Израиля.
Вместо разведывательного “Нептуна” 1945 г. — самолеты дальнего радиолокационного дозора E-2 “Хокай” и “Ворнинг стар”.
Морская ударная авиация: 14 бомбардировщиков-ракетоносцев “Супер-Этандар” и 24 ракеты “Экзосет” (в реальности именно такой комплект был заказан во Франции, из них к началу войны успели поступить лишь шесть ПКР и пять носителей).
Вместо единственного заправщика КС-130 — звено “Стратотанкеров”.
Вместо ЗРК “Рапира” — дальнобойные С-200 и мобильные ЗРК “Квадрат”.
Стоп! Никаких советских вооружений мерзавцам из фашистской хунты Аргентины, ставившей памятники Гитлеру! Пусть вместо “Квадратов” будет ЗРК “Хок”.
Чем закончится данное сражение для обеих сторон? Предоставим читателю право самостоятельно решить, кому достанутся Фолкленды.