Мне хочется верить, что грубая наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход!
В.С.Высоцкий
В свое время я писал о недопустимости подмены религиозности идеологией и политиканством, а в другой своей статье настаивал на том, что в ходе сетевых баталий с миссионерской целью имеет смысл переносить рассматриваемые вопросы из горячности политического дискурса в область нравственную и духовную. Все верно! Однако на сегодняшний день вижу насущную необходимость сказать слово в защиту политики и, в частности, в защиту тех православных христиан, которые несут свое служение в этой сложной и опасной сфере!
Последнее время приходится слышать достаточно странныесуждения касательно участия православных христиан (мирян) в политической жизни. Речь идет о тех ситуациях, когда общественные выступления (пикеты, митинги, стояния) «в защиту нравственных ценностей» так или иначе имеют в своей содержательной части те или иные аспекты насущной политики, в том числе и в оценочных категориях. Высказывается мнение, что такого рода православные активисты не должны переходить в политическую плоскость ибо таковой тенденцией якобыподменяется подлинное содержание христианской проповеди и создается некий соблазн для людей, которые очень бы хотели видеть Церковь вне политики.
В качестве подтверждения подобной позиции приводятся слова Апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12), а так же указывается, что Христос не делил людей на друзей и врагов по политическому признаку, Его категории суждения сводились к «хорошо» и «плохо», а не к «наши/не наши», «полезно нам/не полезно».
Безусловно, в таких рассуждениях есть логика. Более того, из нашей жизни мы знаем, что такие понятия как «политика» и «порядочность» редко соседствуют друг с другом, а манипулятивные технологии столь распространены, а их пользователи столь циничны, что существуют все основания для тревоги по поводу участия православных активистов в акциях, имеющих в той или иной степени политическую окраску! В данном контексте совсем не лишним звучит вопрос - а не используют ли нас? И все же я принципиально не согласен с теми, кто полагает, что православные активисты должны быть вне политики!
Во-первых, в официальном документе Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, в частности, читаем: «Церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством». В одной из своих работ я уже говорил, что все мы сегодня оказываемся заложниками политического дискурса, в том числе и православные верующие и Церковь естественным образом оказывается втянутой в политическую жизнь страны. И здесь важно подчеркнуть - не Церковьлезет в политику, но политика является неминуемой зоной отстаивания интересов любого общественного института, включая и Церковь в плане ее земного бытия! Уйти из этого поля автоматически означает выключить себя из общественной жизни, отказаться от любой активной деятельности, оскопить себя. А нужно ли это Церкви? Совершенно справедливо замечание о том, что необходимо быть крайне осторожным в политической сфере, мудро определять приоритеты сотрудничества, однако из-за мнимой чистоты покидать зону сосредоточения любой общественной активности видится мне крайне нецелесообразным. Да, политикой заниматься вредно, как и вдыхание угарного газа не идет на пользу организму, однако православный священник вдыхает его, когда едет на другой конец города чтобы причастить больного или умирающего!
Увы, но в наши дни «совсем беспартийным» может быть только бомж, а даже простому человеку невозможно быть полностью аполитичным... Что уж тут говорить о крупной организации, которая, отстаивая свои насущные интересы, не может не коснуться политических реалий? Собственно, Церковь в той или иной степени почти всегда выражала свой приоритет той или иной политической силе. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом говорится так: «В истории Церкви имеется немало случаев общецерковной поддержки различных политических доктрин, взглядов, организаций и деятелей. В ряде случаев такая поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов Церкви в крайних условиях антирелигиозных гонений, разрушительных и ограничительных действий инославной и иноверной власти».
Конечно, современная Россия не ведет открытой войны с каким-либо агрессором, однако мы ясно видим, что внутри нашей страны имеются определенные политические силы (чаще либерального толка), который выказывают свое, по большей части, резко негативное отношение к Церкви. В свою очередь, для Церкви абсурдно искать в такого рода политических движениях какую-то «альтернативную правду» или «нравственную истину»! Мы все видим к чему привела «борьба с коррупцией» на Украине, мы видим, как в странах Западной Европы провозглашаются в качестве нормы всевозможные виды сексуальных извращений, наркомания, эвтаназия. Более того, этим нормам фактически присваивается элитарный статус и основы подобной «морали» в обязательном порядке внедряются в программу общеобразовательных школ и даже в систему дошкольного образования! Сложно себе представить, чтобы Церковь радовалась подобным политическим тенденциям в нашей стране.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом сказано очень резко: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Для Церкви разумней сотрудничать с той властью, которая пусть далеко не идеальна, но все же (иной раз и декларативно) разделяет нравственные положения христианской веры и выражает Церкви свое доверие и поддержку! Абсурдно утверждать, что подобными жесткими, но правильными заявлениями о защите своих сограждан от скверны Церковь подменяет подлинное содержание христианской проповеди некоей политической идеологией. Что же касается «соблазнившихся», то это плохо характеризует только их интеллект и образовательный уровень. Стыдно верить в то, что в XXI веке некая масштабная организация может быть полностью аполитична. Еще глупее полагать, что наличие какого-то политического содержания может изменить главную ценность Церкви, которой уже 2000 лет и которая достойно пережила все политические модели и идеологические системы!
И надо, конечно же, сказать о Христе... О том, что Он не делил людей по политическому признаку, оперировал понятиями «хорошо»/ «плохо», а не враги/друзья, наши/не наши... А, соответственно, и мы, православные христиане, должны поступать так же, т. е. находиться вне политического дискурса! Однако я позволю себе не совсем согласиться с данным заявлением. Дело в том, что в онтологическом плане у Христа действительно не было врагов на земле, Он пришел спасти всех людей, но в плане историческом и ситуативном и друзья (т. е. доброжелатели) и враги (соответственно недоброжелатели) у Христа имелись. И надо таки отметить, что Сам Христос отнюдь не игнорировал исходящую от кого бы то ни было опасность или наоборот благожелательное отношение. Всякий раз Господь поступал сообразно ситуации!
Так, в самом начале Нового Завета святое семейство бежит из Палестины в Египет - от Ирода, который хотел убить Богомладенца... И вся последующая новозаветная история рисует нам врагов (недоброжелателей Христа), которые искали Его убить и друзей (доброжелателей) в домах которых Господь находил отдохновение. Вплоть до Своей Крестной смерти Иисус Христос дифференцирует то или иное отношение к Нему и всякий раз поступает сообразно ситуации. И вся последующая история Церкви следует именно данной модели поведения - Церковь не занимается практической политикой, но естественным образом она симпатизирует тем политическим силам, которые в той или иной степени разделяют ее вероучительные или нравственные принципы.
В конце хотелось бы отметить, что политическая активность православных верующих подразумевает, прежде всего, деятельность мирян, а не священнослужителей, которым запрещено заниматься агитацией и практической политикой. Да, безусловнаяобязанность священнослужителя давать духовную оценку тому или иному, в том числе и политическому, событию, но мирянин может давать и оценку политическую, особенно в том случае, если он является профессиональным политиком. Апостол Павел говорит так: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся предБогом» (1 Кор. 7:20, 24). И, действительно, христианство, внося в мир человека удивительные нравственные принципы, однако не отменяет дисциплину жизни. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви об этом говорят так: «Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе».
В молитве Святому Духу мы говорим о Боге «Иже везде сый и вся исполняяй»! Бог Своей благодатью наполняет любую достойную деятельность человека, к которой, вне всякого сомнения, относится и политическая деятельность, ибо без таковой невозможно функционирование государственной системы, которая, в свою очередь, своей целью имеет заботу о людях, в этом государстве живущих. И когда я слышу от православных людей о том, что «Церковь должна быть вне политики», то это сильно меня печалит. Ибо это невозможно! Это утопия! Если Церковь станет вне политики, она уйдет в гетто!Удивительно, что таковые люди хотя и называют себя православными, однако ведут к тому же, к чему вели большевики в 20-е гг. - чтобы Церковь заперлась в своей ограде и ее служение сводилось исключительно к богослужебной деятельности! Однако подлинная традиция Церкви не такая. Церковь не раз в истории нашего Отечества возвышала свой голос в той или иной сложной политической ситуации. Примеры тому - преподобный Сергий Радонежский, священномученик Ермоген, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Патриархи Тихон, Сергий, Алексий II и другие. И хотя, преимущественно, их призывы сводились к миру, однако оценивать их позиции, как политически индифферентные, полагаю, будет не верно. Православные люди имеют полное право выражать свое суждение (в том числе и осуждение) в отношение того или иного политического явления (будь то партия или принятие какого-либо закона), того или иного политического события. А если эти православные христиане занимаются практической политикой, то это не только их право, но и прямая обязанность!
РНЛ, Диакон Артемий Сильвестров, клирик Собора во имя св. блгв. князя Александра Невского, руководитель Православного молодежного миссионерского центра Новосибирской митрополии