Шестьсот лет назад, в XV веке, Европу сотрясали войны, которые историки назвали гуситскими. В этом году исполнилось 580 лет трагическому событию – битве при Липанах, поставившему точку в этих первых европейских войнах, где широко использовалось ручное огнестрельное оружие.
Хорошо организованная пехота чехов-гуситов, ставшая прообразом современных регулярных армий нанесла множество поражений более крупным войскам тяжело вооружённых рыцарей-крестоносцев. Опыт западных славян по созданию дисциплинированной, управляемой, боеспособной пехоты оказал огромное влияние на эволюцию военного искусства в Европе. А между тем весомый вклад в него внесли и славяне восточные.
.Гуситские войны были не только религиозными. По сути, они позволили чехам и полякам остановить онемечивание своих стран и обеспечить самостоятельное развитие национальности, языка и культуры, а нашим предкам играть заметную роль в делах тогдашней Европы.
Походы и военные победы «божьих воинов», как называли себя гуситы и их союзники из Руси, рассматривавшие боевое содружество как помощь единокровным и (что самое интересное) единоверным (!) братьям[1], над неорганизованными феодальными толпами следовали почти непрерывно и наводили мистический ужас на рыцарей-крестоносцев.
Паника доходила до такой степени, что, например, в 1427 году армия крестоносцев, вторгшаяся в Богемию под командой Бранденбургского курфюрста Фридриха I, просто разбежалась без боя при одном виде гуситов. В 1431 году то же случилось при Таусе с большим ополчением, выставленным всей Германией — все разбежались, не посмев даже обнажить оружия…
Это было начало тектонических сдвигов, территориального раздела, результатом которого стала Европа современная. И русские витязи играли в этом процессе далеко не последнюю роль.
.У современных историков есть все основания считать, что гуситские войны продолжались так долго из-за внешнего влияния и участия. Тем не менее, о том, что многие сотни предков современных белорусов и россиян под командованием князей Федора Острожского и Жигимонта Дмитриевича (Корибутовича) принимали в них активнейшее участие, сегодня, к сожалению, почти не помнят.
А между тем, с 1422 по 1431 гг. именно они, вместе с чехами, поляками и потомками нынешних украинцев не только в пух и прах разгромили 5 (пять) крестовых походов и столько же огромных армий Священной Римской империи, но и повергали в ужас и панику всю Европу. С ними не мог справиться весь католический мир. Лучшие немецкие, австрийские, венгерские, итальянские и прочие европейские рыцари бежали с поля боя, лишь заслышав об их приближении.
Как и почему наши предки сыграли столь значительную роль в событиях того времени?
Боевое братство и тесные контакты между чехами и уроженцами Литовской Руси зародились во время войн с крестоносцами.
В 1410 году чешские хоругви под командованием легендарного гетмана Яна Жижки плечом к плечу с предками нынешних белорусов, украинцев, россиян, поляков, сербов и татар сражались против тевтонов на поле между Грюнвальдом и Танненбергом.
Спустя девять лет после этого, искавшие союзников в борьбе против папства, земляки Жижки предложили чешскую корону внуку великого князя литовского Гедемина польскому королю Ягайло. Тот, боясь навлечь на Польшу крестовый поход, отказался.
Тогда чехи предложили в 1421 году корону другому внуку Гедемина и двоюродному брату Ягайло, великому князю литовскому и русскому Витовту. Витовт уже много лет симпатизировал чешским реформаторам и сподвижникам Яна Гуса, вроде Иеронима Пражского, посещавшего Русско-Литовское государство по личному приглашению монарха и убеждавшему великого князя принять Православие.
Тем не менее, Витовт, как и Ягайло, не хотел навлекать на свои земли гнев папской курии. Поэтому он решил отправить вместо себя в Чехию своего наместника, сына двоюродного брата Дмитрия (Корибута) – героя сражений с татарами, участника Куликовской битвы.
.Родной племянник Ягайло и двоюродный племянник Витовта Жигимонт (Сигизмунд) Дмитриевич (Корибутович) был оптимальной кандидатурой. История бурной жизни этого человека больше похожа на остросюжетный рыцарский роман.
Воспитанный после гибели отца (погибшего в сражении против татар на Ворскле в 1399 году) при дворе своего дяди – польского короля Ягайло, юный Корибутович там же познакомился с чехами и идеями их реформаторов. Вскоре под Грюнвальдом, где его хоругвь, набранная из уроженцев земель нынешних Белой Руси и Прибалтики, сражалась рядом с воинами Жижки, он завоевал авторитет у чехов.
В 1422 году Жигимонт Корибутович был принят на сейме в чешском городе Чеславе при большом скоплении народа и в присутствии представителей столичной Праги как наместник «желанного короля» Витовта. 17 мая он торжественно въехал в чешскую столицу, где ему присягнула Рада.
Вместе с правнуком Гедемина на помощь чехам из белорусских и украинских земель Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского прибыл, говоря современным языком, 5-тысячный «миротворческий контингент» витязей под командованием потомка Рюрика – легендарного воина и полководца, участника Грюнвальдской битвы и боевого соратника Яна Жижки, позже канонизированного православной церковью – князя Федора Даниловича Острожского.
.Наши предки быстро успокоили чешских радикалов, которым не очень понравилась кандидатура «литовского русина» Корибутовича. Русские воины осадили их в замке Карлштейн и «замбомбардировали» из катапульт сосудами с экскрементами. Когда все «боеприпасы» из дерьма в округе закончились, осаждавшие наладили их доставку из Праги. Вскоре после такой артподготовки, погрузившиеся по уши в размышления недовольные передумали, и сдались сами и сдали замок.
Однако эти события вызвали недовольство Витовта. В марте 1423 года по его требованию Жигимонт Корибутович был вынужден вернуться назад, на родину. Но уже летом следующего, 1424 года, после тайных переговоров с пражанами, он вместе с витязями-«миротворцами» Острожского, вновь вернулся в Чехию, где стал именоваться «желанным и избранным королем».
Именно он, после смерти своего боевого товарища, гуситского гетмана и непобедимого полководца Яна Жижки сумел консолидировать чешскую нацию, примирив радикалов и умеренных. Благодаря этому, а также клинкам воинов Федора Острожского, ставшего гуситским гетманом, у Усти был разгромлен мощнейший крестовый поход против Чехии. Масштабы катастрофы уверенных в победе крестоносцев потрясли даже папу римского.
За этим сражением последовали новые. Неизменно оканчивавшиеся победами гуситов и соратников из Белой Руси и Украйны. Затем они сами стали совершать «прекрасные походы» против крестоносцев по центральной Европе. Повергая в трепет и ужас даже далекую Францию, где знаменитая Жанна Д’Арк требовала у своих земляков организовать очередной крестовый поход против славянских «еретиков».
.Вчерашний язычник и великий князь литовский из рода Гедемина, сын тверской княжны и принявшего православие литовского князя (также сына русской княжны), ставший «благочестивейшим» польским королем-католиком Владислав II Ягайло заключил с многократно проклятыми римскими папами еретиками-гуситами союз и пропустил их отряды через свои земли.
В июле 1430 года они, при поддержке русских и польских воинов, огнем и мечом опустошили орденские владения Неймарк и Померанию, взяли штурмом города Фридеберг, Вольденберг, Ландсберг, Сольдин, Кониц, Тухель, Диршау, осадил Данциг и, пройдя орденские владения до самого устья Вислы, как лом сквозь снег, вышли на берег Балтийского моря.
Там глава гуситов Чапко поздравил своих соратников с тем, что они пришли «на край земли». В память об этом знаменательном событии более двухсот знатных поляков, русинов и чехов прямо под открытым небом на Балтийском побережье были посвящены в рыцари. В рыцари был посвящен и предводитель чешских «еретиков», отлученный папой римским от Церкви гусит Чапко!
.Затем гуситы и их соратники, испустив победный клич, наполнили свои походные фляжки водой из Балтийского моря. В знак победоносного завершения «Прекрасного похода» — доходили, мол, до моря, дошли бы и дальше, да некуда. Вся Европа под ногами…
Вскоре после этого, в начале 1430-х гг. предки белорусов и украинцев были вынуждены оставить своих чешских братьев по оружию и вернуться на родину, где после смерти великого князя Витовта (1430) началось мрачное десятилетие гражданских войн и межусобиц. Вчерашние соратники, плечом к плечу сражавшиеся на Грюнвальдском поле с тевтонами теперь сошлись в смертельной схватке – т.н. «войне руси с литвой» – с одной стороны польско-литовское католическое войско, с другой – отряды русских князей, представлявших Киев, Тверь, княжества Белой, северо-западной и Малой Руси.
«Чешские отряды» Жигимонта Корибутовича и Федора Острожского сражались в них на стороне преемника Витовта нового великого князя Свидригайло. Они же способствовали провозглашению в 1432 году Великого княжества Русского. Государства со столицей в Полоцке, объединившего, хотя и не на долгое время, вокруг этого древнего белорусского города почти все земли Белой Руси, Украины и большую часть княжеств и республик Восточной Руси.
Рассчитывавший присоединить к нему прибалтийские, польские и чешские земли и даже бывшее в те годы данником Орды Московское княжество Жигимонт Корибутович будет подло, как «еретик», убит в плену, после неудачной, ставшей решающей битвы под Вилькомиром, состоявшейся в 1435 году.
Князь-рыцарь Федор Острожский, преданный и отстраненный от командования Свидригайлой (это стало одной из причин поражения русских дружин в битве под Вилькомиром, в которой князь не участвовал) и, тем не менее, оставшийся никем не побежденным на поле брани воином и полководцем, уйдет в монастырь, где, как и на поле боя прославит себя новыми подвигами, но на этот раз на духовном поприще. За это, под именем Феодосия Печерского, он будет канонизирован и провозглашен Православной церковью святым.
Незадолго до трагедии под Вилькомиром, в битве у Липан, погибнут почти все боевые соратники-чехи Корибутовича и Острожского. Практически в то же время придет конец и польскому гуситскому движению — сын Ягайло, новый польский король Владислав III Варенчик, разгромит его под Гротниками. Так была поставлена трагичная точка, ознаменовавшая собой окончание гуситских войн...
warfiles.ru
[1] Интереснейший факт: учение Яна Гуса воспринималось многими современниками как возможность вернуться к изначальному Православию, которое чешский народ принял еще в конце 1-го тысячелетия – задолго до того, как онемечивавшаяся верхушка начала насаждать на этих землях католичество. К сожалению, последние монографии, посвященные этому примечательнейшему аспекту, были изданы на русском языке более ста лет назад и с тех пор не переиздавались.