Русское Движение

Русские — народ года!

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
«Русская народная линия» предложила читателям принять участие в опросе на тему: «Герои и антигерои 2014 года».

Честно говоря, мне не очень понравилось название темы. Дело в том, что само предложение назвать героя или антигероя — типично западное по психологии. На Западе очень любят определять лучшего из лучших или худшего из худших в любых областях человеческой деятельности. Это объясняется индивидуалистической (эгоцентричной) психологией западного человека. На Западе нет понятия «народ», но есть понятие «герой» (антигерой). Русскому сознанию или, как принято сейчас говорить, менталитету индивидуализм не свойственен. Наше сознание не индивидуалистическое, а соборно-личностное. В соборности нет места атомистическим разорванным индивидам, ненавидящим друг друга, но есть место для свободных личностей, сосуществующих в любви в соборном единстве. Русский воюет за Родину, немец — за железный крест!

Возьмите, например, образ Василия Теркина, гениально воспетого в одноименной поэме Александра Твардовского. Можно ли назвать Василия Теркина героем? У меня не получается. Почему? Потому что Теркин ни на одну секунду не мнит себя героем, то есть индивидом, для которого имеет значение только он сам. Напротив, Василий Теркин ощущает себя всего лишь небольшой частью океанской народной соборной личности. И только это ощущение неизбывной личной сопричастности всему русскому народу, всем русским мужикам, всем русским солдатам всех времен делает его абсолютно непобедимым. Теркин — это оживший русский архетип и, одновременно, совершенно реальный русский человек. Я не представляю себе Василия Теркина, позирующего в латах героического римского легионера или в какой-либо еще экзотической военной форме. А вот в поношенной телогреечке и полинялой гимнастерке представляю очень легко.

А Юрий Гагарин?! Как не похож он на американских покорителей космоса. Когда Юрия Алексеевича называли на Западе героем, он неизменно парировал: «Я не герой, я обыкновенный русский человек». Однажды, кажется в Англии, его спросили: «Вас, наверное, заставили лететь? Вам приказали?». Гагарин тихо ответил: «Мне доверили». Кто доверил? Родина! Русский народ!

Вспоминая Василия Теркина и Юрия Гагарина, вспоминая прошедший год, я еще раз убеждаюсь, что сегодня мы должны выделять не героя года, не отдельного человека, а весь русский народ. В уходящем году с особой силой прозвучало прилагательное «русский». И в проповедях нашего Святейшего Патриарха Кирилла, и в выступлениях нашего Президента Владимира Путина. Весь мир увидел, что русский народ никуда не исчез, что он не только сохранился в горбачевско-ельцинское лихолетье, но вышел оттуда с новым опытом и с готовностью сражаться за свое будущее. Это совершенно неожиданный для Запада результат. Русский народ в 2014 году вновь становится важнейшим фактором и субъектом мировой истории. И произошло это как будто совершенно неожиданно. Лег Запад ночью спать, и не было еще никакого русского народа. А проснулся утром и, о, ужас! За окном выстроились шеренги улыбающихся Теркиных, Гагариных, Соколовых, Космодемьянских, Родионовых.

На Западе по индивидуалистическому глупому разумению полагают, что все дело во Владимире Путине. Они уверены, что стоит только его ликвидировать, как тут же всё в России рухнет, и от русских ничего не останется. Спору нет, наш Президент играет огромную личную роль. Но и у него ничего не вышло бы, если бы не Богом данное пробуждение и восстановление русского народа. Русский народ питает Путина, а не наоборот. И сам наш Президент это очень хорошо понимает. Он, подобно Василию Теркину и Юрию Гагарину, начал ощущать себя не героем-одиночкой, работающим на собственный рейтинг, а неотъемлемой частью соборной личности русского народа. И только поэтому у него начало многое получаться.

Посмотрите на лицо Владимира Владимировича. Это — очень простое русское лицо, в котором нет ничего особенно примечательного и героического. И в этой, казалось бы, обыденности и даже как будто некоторой стертости заключена огромная сила. Яркие лица оставим Сванидзам, Венедиктовым и другим выразительным предствителям малого народа, у которых, кроме мелкой злобности и нравственной пустоты, ничего не осталось.

Вспомним выразительного высоколобого яркого Льва Давидовича Троцкого и рябоватого, с невысоким лбом, внешне невыразительного Иосифа Виссарионовича Сталина. И как же по-разному сложились их судьбы! Яркий и кудрявый Троцкий бесславно сгинул в чужой латинской стороне. А невзрачный Сталин стал величайшим русским государственником и сейчас обретает второе рождение! И наш большой народ теперь даже не взглянет в сторону малого и пойдет дальше своей великой русской дорогой.

P.S. В список личностей 2014 года я обязательно добавил бы еще имя Святейшего Патриарха Кирилла, который в уходящем году совершил настоящий молитвенный подвиг — он почти ежедневно служил Божественную литургию в разных местах нашей Родины, молясь за Россию, за русский народ и за наших братьев, живущих на Украине. Ежедневно во всех храмах Русской Православной Церкви возносится молитва о прекращении кровопролития на украинской земле. И мы видим благие плоды этой молитвы. Нет никаких сомнений также и в том, что соборная молитва всего православного народа сыграла и продолжает играть огромную роль в тех успехах, которые были достигнуты Россией в прошедшем году и в предотвращении многих бед, которые могли бы на нас обрушиться. Я уже не говорю о полном единстве, взаимопонимании и взаимной поддержке Святейшего Патриарха Кирилла и Президента Владимира Путина.

В новый год я вхожу с очень оптимистичным настроением. Воскликнем словами Суворова: «Мы — русские, какой восторг!»

 

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России