Как сообщалось, 6 февраля 2015 г. в Вене состоялась встреча, в которой приняли участие архиереи Константинопольского Патриархата — митрополиты Эммануил Галльский и Арсений Венский. В ходе встречи было принято решение об архиерейской хиротонии архимандрита Исаии (Сланинки) с целью создания «альтернативного синода» Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Помимо вмешательства в дела Чешской Церкви, стало известно и о намерении Константинополя «помочь православным украинцам объединиться». Вселенский Патриархат ждет, когда к Патриарху Варфоломею с этой просьбой обратятся представители церквей и президент Украины. Об этом заявил глава УПЦ Канады (в составе Константинопольского Патриархата) митрополит Юрий (Калищук) во время дискуссии, прошедшей в Укринформ.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик.
В течение XIX и XX веков Константинопольский Патриархат контролировал значительную часть православного мира. Одной из первых отделилась Элладская Церковь, которая стала независимой, автокефальной. Затем отделилась от Константинополя и Болгарская Православная Церковь. Первая половина XX века ознаменовалась созданием нескольких самостоятельных Патриархатов - Сербского, Румынского. Казалось, что Константинопольский Патриархат съеживается, как шагреневая кожа. Но с конца XX века, по-видимому, начинается эпоха реванша. С чем она связана? С новой ролью диаспор, в особенности греческой диаспоры в Америке, а также с развалом Советского Союза, крушением биполярного мира и поиском Соединенными Штатами Америки церковной альтернативы влиянию Москвы.
Соответственно, нынешний процесс, начиная от создания Эстонской апостольской церкви и отвоевания большей части эстонских приходов, от экспансии в Чехии, непризнания той автокефалии, которую даровала ей Московская Патриархия, от навязывания ей в 1998 году своей автокефалии, и, заканчивая стремлением взять под свой контроль украинские православные церкви, - это все не то, чтобы попытки церковного реванша за прошлые обиды, но и новые геополитические реалии и выполнение грандиозного заказа. А какой это заказ? Уничтожение Русского мира, его предельное сужение и стремление загнать его в рамки Российской Федерации, а в идеале – на территорию среднерусской равнины. Иначе все эти процессы объяснить трудно.
Претензии Константинопольского Патриархата на вселенскую юрисдикцию смешны. Константинополь уже давно не столица Вселенной, а всего лишь турецкий город Стамбул. Тем паче, что там нет ни Царя, ни сената. Именно этим оправдывалось его первенство, согласно 28-му Халкидонскому правилу. Кроме того, в этом правиле, на которое любит ссылаться константинопольское священноначалие, ничего не сказано ни об Эстонии, ни об Австралии, ни о Чехии, а сказано только о Понте, Асии и пограничных областях. Неужели мы теперь можем вести речь о каких-то новых границах Константинопольского Патриархата – от Балтийских берегов до Чехии?!
Логика Константинополя порочна. И сейчас нам навязывается своего рода восточный обряд, худший из всех возможных. Потому что Римские папы в своей гордыни отчасти не ведали, что творили. Православные иерархи, которые боролись с папством, могли по собственному опыту этой борьбы понять, насколько это греховно и неправедно. И если они это повторят, то значит они виновны.
РНЛ