К 150-летию со дня рождения …
Выступление на межрегиональной конференции «Русский мир в эпоху международной нестабильности. Идеология и пути национального и духовного возрождения современной России». г. Калязин, 19 марта 2015 г.
Уважаемые коллеги и друзья, позвольте поприветствовать Вас от лица Петровской академии наук и искусств. Академия, являясь державно-патриотической общественной организацией, вместе с Международным общественным объединением «Русское Собрание» выступает одним из организаторов этой конференции.
Наша тверская делегация благодарна Администрации Калязинского района, и в первую очередь её главе - К.Г.Ильину, за возможность вновь побывать на земле Макария Калязинского и поделиться с единомышленниками результатами своих исследований региональных проблем Русского мира.
Судя по прозвучавшим выступлениям, собравшихся интересует не столько «эпоха международной нестабильности», сколько основная проблема Русского мира - его раскол, и вытекающая из этого факта созидательная задача: объединение Русского мира и возрождение России. Поэтому мы будем в раскрытии проблем ориентироваться на предложенный нами вариант названия международного конгресса - «Собирание Русского мира: культура, идеология, геополитика» как общей темы второй, послеобеденной, части конференции. По крайней мере, в подготовке к ней тверская делегация ориентировалась на эту проблематику.
Итак, приходится констатировать: русский мир расколот, четырьмя исходами русских из пределов своего Отечества за последние 100 лет, распадом Советского Союза в 1991 г., гражданской войной на Украине в настоящее время.
Что делать для того, чтобы сберечь русский народ внутри страны и собрать цивилизационную общность «Русский мир» в новое единство? В постсоветский период начало этому процессу положило восстановление в 2007 г. канонического общения Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Русской Православной Церкви Зарубежом.
Вторым знаковым событием на пути собирания Русского мира стала «Крымская весна», годовщину которой мы сейчас отмечаем. Воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией отозвалось всплеском радости, гордости и патриотизма в сердцах народов России. То была пассионарная вспышка самосознания и самоорганизации крымчан, геополитическая и, отчасти, военная спецоперация россиян.
Крымская Весна соборной русской Души породила надежду на воссоздание во всей своей геополитической полноте Русского мира, расколотого Октябрьским переворотом и братоубийственной гражданской войной, затем распадом Советского Союза и сегодняшним противостоянием на Украине.
Политическая активность крымчан и взятие ими самоуправления в свои руки актуализировали социальный запрос граждан России и на решение своих запущенных проблем внутренней политики. Солнце этой весны пробудило к жизни зёрна новых гражданских инициатив в российских регионах. Одна из таких инициатив родилась и в нашем Тверском регионе.
Тверская земля - земля великих князей, патриархов и президентов, малая Родина больших идей и пассионарных людей. Но её историческая значимость находится в противоречии с нынешнем социально-экономическим состоянием. Поэтому тверская общественность в своей основе за внешнеполитический курс правительства России, но против свёртывания прав и свобод местного самоуправления, против деградации русского духа и забвения региональных интересов древнерусских территорий.
Нам ясно, что корневая основа русской цивилизации - в российских деревнях и весях. Там же родовые гнёзда и культурно-исторический генезис российской политической элиты. Об этом говорилось на заседании Государственного Совета РФ 21 апреля 2014 года, посвящённого обеспечению устойчивого развития сельских территорий. Сам президент России В.В.Путин, родовые корни которого в деревне Поминово Калининского района, впервые публично заявил о том, «что все мои предки с первой половины XVII века жили на территории Тверской губернии, сегодняшней Тверской области. И работали на селе, были крестьянами. Думаю, так же, как у подавляющего большинства здесь присутствующих».
В условиях глобальной конкуренции стран, народов и территорий, под давлением развязанной США информационной русофобской войны нам не остаётся ничего другого как поднимать отечественную промышленность, укреплять рубль, вооружаться национально-патриотической идеологией, поддерживать и собирать по всему миру русских людей. И одновременно делать всё возможное для создания привлекательного облика своего Отечества и своей малой Родины, в которых хотелось бы и можно было жить.
Поэтому знаменательно, что президент В.В.Путин выбрал концовкой своего выступления 17 апреля 2014 г. в телепрограмме «Прямая линия с Владимиром Путиным» ответ на философский вопрос женщины из Санкт-Петербурга: «Что для Вас есть русский человек, русский народ?».
«Мне кажется, что русский человек, или, сказать пошире: человек русского мира, - сказал он, - прежде всего, думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало. И поэтому русский человек, человек русского мира, он обращён больше не в себя, любимого... Может быть, в этом отражается и величие нашей страны, её необозримые размеры. Мы пощедрее душой».
Судя по всему, высшее моральное начало, русский нравственный абсолют президент России видит в евангельском постулате, в народной мудрости «на миру и смерть красна», в неповторимом подвиге великого князя Михаила Ярославича Тверского: «...смерть за други своя, за свой народ, говоря современным языком, за Отечество... Вот в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма».
Патриотизм по отношению к Большой и малой Родине, на наш взгляд, состоит в создании общими силами условий их стратегического развития в историческом русле ценностей Русского мира и комфортной социальной среды для его представителей.
Но перед тем как действовать в этом направлении, необходимо по-научному основательно и широко обсудить проблемы своей малой Родины и, непременно, в контексте решения проблем Русского мира в целом.
Исходя из этого, Тверское региональное отделение Петровской академии наук и искусств (ТОПАНИ) в марте прошлого года предложило начать подготовку и провести 31 января 2015 года в городе Твери Международный конгресс «Собирание Русского мира: культура, идеология, геополитика», приуроченный к 150-летию одного из духовных вождей Русского мира Патриарха Московского и всея России Тихона, нашего земляка.
Заявленная цель конгресса: выявление, обсуждение и опробование путей решения проблем консолидации Русского мира на уровне субъектов Российской Федерации, как старых, так и новых; организация поддержки русских людей в своём Отечестве и за рубежом.
К задачам планируемого обсуждения мы отнесли следующие:
- наладить профессиональное общение между специалистами, занимающимися региональными проблемами Русского мира;
- обобщить конкретный опыт консолидации территориальных сообществ, организаций и групп на основе общей любви и причастности к русскому языку, русской культуре и мировому феномену Русского мира;
- содействовать укреплению общероссийского единства, гражданского патриотизма, межнационального, межконфессионального мира и согласия в регионах России;
- выработать практические рекомендации для органов региональной власти и управления, общественных организаций, партий, движений, средств массовой информации, учебных заведений, научных и культурных организаций по ведению культурно-образовательной политики и народной дипломатии Русского мира.
После поддержки этого проекта ТОПАНИ другими общественными организациями: Тверским региональным отделением Международного общественного объединения «Русское собрание», Тверским областным отделением Международного общественного фонда «Российский фонд мира», Межрегиональным гуманитарным научным комитетом им. К.П.Победоносцева, Советом территориального общественного самоуправления на Рождественских горках, Русским научно-культурным центром он получил статус гражданской инициативы и дальнейшую коллективную разработку.
Для подготовки необходимых документов и продвижения проекта 21 апреля из представителей вышеназванных организаций была создана Рабочая инициативная группа.
В рамках организационного плана Проекта были выполнены следующие работы: 1) проработана концепция Проекта организации в Твери Конгресса Русского мира; 2) написан текст информационного письма с определением цели, задач и основных вопросов обсуждения заявленной темы конгресса; 3) подготовлено открытое публичное обращение к общественности и власти «Русский мир - к единству и согласию!» с обоснованием необходимости проведения данного научного и общественно-политического мероприятия и определением его специфики; 4) осуществленапубликация в местной прессе информации об этой гражданской инициативе с приглашением всех заинтересованных лиц к посильному участию в подготовке и проведения Конгресса; 5)направлены письма с информацией и предложением принять участие в подготовке и проведении Конгресса председателю правления Фонда «Русский мир» В.А.Никонову и председателю Международного общественного объединения «Русское Собрание» А.Д.Степанову.
Официальное предложение о совместном проведении Конгресса было сделано нами и Правительству Тверской области 18 апреля 2014 г. в письме на имя губернатораА.В.Шевелёва. Эта гражданская инициатива была поддержана Правительством в ответном письме от 12 июля 2014 г. за подписью первого заместителя Председателя Правительства Тверской области С.А.Дудукина с предложением «организовать предварительное обсуждение темы в формате «круглого стола».
Предложение было нами реализовано на «круглом столе» «Международная деятельность Патриарха Московского и всея России святителя Тихона по становлению межконфессионального диалога» (модератор - В.Г.Осипов) Межрегиональной конференции «Традиционные конфессии в структуре российского гражданского общества», которая прошла 25 сентября 2014 г. на историческом факультете Тверского государственного университета. Однако дальше формальной поддержки гражданской инициативы дело не пошло, и нам пришлось действовать самостоятельно.
Рабочей группой, под сопредседательством председателя МОО «Русское Собрание»А.Д.Степанова, главы Калязинского района Тверской области, председателя Тверского регионального отделения МОО «Русское Собрание» К.Г.Ильина и председателя Тверского регионального отделения В.Г.Осипова, было принято решение включить проблематику и намеченные выступления Конгресса во Второе выездное заседание МОО «Русское Собрание» и провести его в марте 2015 г. в городе Калязине Тверской области. Что и было успешно осуществлено.
Если вернуться от истории вопроса к сути духовного возрождения России и консолидации Русского мира, то необходимо заявить следующее. Прагматические действия по собиранию разбросанного должны сопровождаться сакральными актами единения - созданием духовных скреп. И здесь исходной гуманитарной технологией является разработка и пропаганда современной идеологии Русского мира. В начале этого пути нельзя ни обратиться к житию и теоретическому наследию тех, кого мы называем духовными вождями Русского мира.
Великие люди Земли Русской, имя и знамя России, назову некоторых из них. Святой великий князь Михаил Ярославич Тверской с его уникальным христианских подвигом политика, положившего «душу за други своя». Святитель Сергей Радонежский, благословивший национально-освободительное движение против татаро-монгольских захватчиков. Первый патриарх Руси святой Иов из Старицы, который отверг власть Лжедмитрия, был сослан, а потом принял в Успенском соборе покаяние от народа за преступления Смутного времени. Святитель и пророк Иоанн Кронштадтский. Наш современник - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), один из учредителей Петровской академии наук и искусств, получивший диплом академика ПАНИ № 1, во времена последней духовной смуты в России возвысил свой голос в защиту титульной нации России - русского народа и оставил нам великое творческое наследие
Но, если рассматривать Русский мир как планетарное явление, то не найти более благостного и объединяющего весь этот мир образа, чем образ святого Патриарха Московского и всея России Тихона. Он - прямое связующее звено Московского Патриархата с Русской Православной Церковью Заграницей. Не все знают, но первым его канонизировала 1 ноября 1981 года именно эта Православная Церковь. В том числе, видимо, и потому, что Патриарх Тихон, будучи в Православной Российской Церкви архиепископом Алеутским и Северо-Американским, заложил в начале прошлого века новые приходы, храмы и систему управления Православия в Соединённых Штатах.
Хорошо сказал о международной оценке деяний Патриарха архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн (Поммэр) в своём Слове в Рижском кафедральном соборе в день погребения Патриарха Тихона (30 марта / 12 апреля 1925 г.):
«Едва ли на всем протяжении истории Русской Православной Церкви было имя в такой мере приковывающее внимание всего христианского мира, как имя безвременно погибшего Патриарха Тихона. На протяжении семи с половиною лет патриаршествования это имя было самым дорогим именем не только для русского народа, - весь христианский мир трепетно следил за ходом исповеднических и мученических подвигов Московского Патриарха Тихона, восхищался им, благословлял его, молился за него».
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения нашего земляка - торопчанинаВасилия Ивановича Белавина и 90-летие его блаженной кончины уже в статусе Первосвятителя и спасителя Православной Российской Церкви. Поэтому Международный комитет имяславия Патриарха Тихона и Тверской научный центр комплексного изучения человека объявили 2015 год - Годом Патриарха ТИХОНА.
Надобно помнить и уже начинать подготовку к 2017 году. Дело в том, через девятнадцать месяцев - в октябре 17-го исполняется не только столетие Октябрьской социалистической революции. Но и столетие восстановления Священным Поместным Собором ПРЦ патриаршества в России и возведение на этот трон митрополита Тихона.
Где бы ни осуществлял своё пасторское и миссионерское служение преподобный Тихон: в Царстве Польском, на Аляске в Русской Америке, в Соединённых Штатах, в Ярославской епархии, в Литве - везде он был любим и почитаем. Потому что был в обхождении доступен, добр, обаятелен, ласков взором. Он прямо-таки сиял своей просветлённой народной душой, природной простотой и смешливостью, каким-то православным умиротворением. Ярославцы не зря окрестили его «ясным солнышком» и избрали в знак любви и уважения почётным гражданином Ярославля. Случай единственный в русской истории.
Главным в нём была ЛЮБОВЬ, большая любовь ко всему сущему, которое платило ему тем же. И для нас, нынешних, он остаётся образчиком русскости, примером для подражания и духу русскому, и русской стати. Надобно подчеркнуть: будущий Патриарх Тихон был действительно безупречным человеком, святым при жизни. Современники считали его идеальным архипастырем.
В 1922 г. богоборческая власть взялась его судить. Политборо ЦК РКП(б) приняло секретное постановление, по которому Ревтрибунал должен был вынести Святителю смертный приговор. В суде, среди прочего, ему предъявили обвинение: поддержка в Ярославле деятелей «Союза русского народа». Он с достоинством выслушал обвинение и произнёс простые слова: «Да, я работал с перечисленными лицами и паству свою звал работать вместе со мною, полагая, что на Руси быть русским не предосудительно».
Научную реабилитацию этой позиции Патриарха Тихона выполнило исследование, опубликованное в книге «Святые черносотенцы. Священный Союз Русского народа» (М., 2011), к которому имел самое непосредственное отношение присутствующий на нашей конференции председатель Международного общественного объединения «Русское Собрание» А.Д.Степанов.
Действительно, церковный и гражданский подвиг Патриарха Тихона равен деяниям библейских героев. Его жизнь стала не только частью истории Русской Церкви, но и особой страницей в мировой истории. Но разве он - только наше минувшее прошлое? - Отнюдь!
Да, он следовал своим праведным путём по землям и континентам во второй половине XIX - начале XX века. Обрёл мировую славу. Принял тяжкий крест Первосвятителя в самую тяжёлую для Русской Православной Церкви годину, и в могилу сошёл раньше положенного срока. Но всей жизнью своей безупречной, великими трудами, миссией хранителя Русской Церкви и благонравия народа нашего превратился в настоящего светоча национального духа. Он по-прежнему нужен русскому народу, как никто другой.
Истинно говорю: эта лампада неугасимая продолжает гореть и сегодня, освещая нам путь, разгоняя всю тьму мира. После жизни земной он встал у Престола Господня святым угодником и заступником пред Господом за нас с вами, за Русскую Землю, за отчий край.
Свидетельствую: торопчане не забывали своего земляка никогда. Радовались, когда он приезжал. Скорбели, когда вести о гонениях на него в Москве доходили до них. Молились за него при жизни и возносили молитвы к нему после его смерти.
А в новом тысячелетии каждый год в день рождения Патриарха 31 января, а последние годы - в начале октября жители патриаршей родины организуют Торопецкие православные Свято-Тихоновские конференции. С 2006 года они стали международными. В Торопец съезжаются из Центральной России и заграницы православные архиереи, ученые, краеведы, педагоги, журналисты. Принимают участия в чтениях и торопчане. Здесь звучат доклады о новых исследованиях в тихоноведении, размышления о том, какое место занимает Патриарх Тихон в современном мире, как лучше строить преподавание православной культуры, какие туристические маршруты вести по святительскому пути Патриарха Тихона.
В светском календаре и православном календаре (месяцеслове) есть несколько дат, которые дают возможность нам, всем вместе, обращаться к светлой памяти Патриарха Тихона, к прославлению его имени:
- 31 января - день рождения Василия Ивановича Беллавина, будущего патриарха;
- 7 апреля - день памяти Патриарха Тихона, день его кончины;
- 9 октября - причисление Патриарха Тихона Архиерейским Собором Русской Православной Церкви к лику святых;
- 18 ноября - избрание святителя Тихона патриархом Московским и всея России.
С 2005 года в городе Торопце по решению Священного Синода Русской Православной Церкви начал действовать Свято-Тихоновский женский монастырь. Здесь открываются музеи и памятные доски. Реставрируются храмы, освященные благословенной службой Патриарха. Поднимаются на колокольни для благовеста отлитые колокола. Служат молебны в храмах и у часовни, которую поставили над общей могилой родителей и братьев Патриарха Тихона. А теперь вот появилась и первая в России книга для детей и молодёжи о Патриархе.
Словом, возрождается настоящая духовная жизнь.
А ежели так, то пора вспомнить идею, заложенную в проекте создания нового туристического кольца «Святиткельский путь Патриарха Тихона» (2006 г.), и осуществить моё предложение, обнародованное в статье «Возвращение Патриарха Тихона» (Вече Твери, 31 января 2007 г., №13, с.4).
Речь идёт о создании монументального памятника Патриарху Тихону. Ведь поставлены уже на тверской земле прекрасные памятники Николаю Чудотворцу на истоке Волги в селе Волговерховье; Нилу Столобенскому на Селигере в Нилово-Столобенской пустыни; Макарию Калязинскому в г. Калязине на берегу Волги;Патриарху Иову в Старицком Свято-Успенском монастыре. Так разве высшее лицо Русской Церкви - святой Патриарх ТИХОН не заслужил подвигом жизни своей права вернуться в Торопец и встать в бронзе перед Спасо-Преображенской церковью?!!
Михаил Губонин - лучший собиратель и добросовестный хранитель материалов о Патриархе, преданный биограф и историк Русской Церкви посвятил исследованию его святости целое сочинение. Оно так и называется «Суждение о святости Святейшего Патриарха Тихона».
Он пишет о том, что весь облик Патриарха, его тёплая простота и сердечность, конфузливость и проникновенность, глубочайшая вера и исповеднические подвиги подвигали многих знавших к оценке «его духовной сущности как явной святости».
Современный русский мир, всё ещё расколотый и разобщённый внутри России, рассеянный по странам и континентам четырьмя исходами русских за рубежи Отчизны, нуждается в собирательстве. После восстановления в 2007 году канонического общения Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и Русской Православной Церкви Зарубежом Патриарх Тихон становится нашим общим символом единения и почитания.
Мы предлагаем считать общим родовым гнездом для всех представителей русского мира место, откуда есть и откуда пошла по свету Русская земля - Тверской край, Оковский лес, Валдай.
А великого гражданина России, нашего Святейшего Патриарха Тихона - духовным вождём объединённого Русского мира. Не случайно на иконе новомученников российских его фигура - центральная.
Тверское отделение Петровской академии наук и искусств ведёт несколько своих программ, имеющих непосредственное отношение к обсуждаемой на конференции проблематике. Это - «Михаил Ярославич Тверской: личность, эпоха, наследие» (с 1993 г.); «Союз науки и православия в стратегическом развитии России третьего тысячелетия» (с 2000 г.) и «Патриарх Тихон - духовный вождь Русского мира» (с 2004 г.).
В тесном контакте с ТОПАНИ работает в столице нашего края Тверской научный центр комплексного изучения человека, созданный в ноябре 1989 г. при Тверском государственном университете. Знаменательно, что в то же самое время в Москве произошло важнейшее сакральное событие. 9 октября 1989 г. Патриарх Тихон, вместе с первым русским Патриархом Иовом, был причислен Архиерейским Собором РПЦ (Московский Патриархат) к лику святых. И стал восприниматься нами как небесный покровитель Тверского центра человека и Тверского отделения Петровской академии наук и искусств.
И в заключении, хочу сказать: человековедение Русского мира и человековедение как методологическая основа футурологии, о которых говорил в своём выступлении член-корреспондент ПАНИ, преподаватель ТвГУ В.Н.Гайдуков, являются сейчас для нас приоритетными научно-исследовательскими темами.
Отсюда, культурно-историческим лозунгом момента должен стать призыв: «Русский мир - к единству и согласию!».
Владимир Глебович Осипов, председатель Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека, академик Петровской академии, кандидат философских наук